Задать вопрос
Вход
Регистрация

ПОРТАЛ ИНИЦИАТИВЫ
ПОДАТЬ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ

ПОРТАЛ ИНИЦИАТИВЫ
ПОДАТЬ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ

ПОРТАЛ ПРОЕКТА
ПРИСОЕДИНИТЬСЯ
Главная  »   Курсом Десятиления детства   » Классный час "Милосердие, нужно ли оно в наше время?"
Классный час "Милосердие, нужно ли оно в наше время?"

«Милосердие. Нужно ли оно в наше время?»

Цели: 1.Воспитание в детях человечности, милосердия, умения прийти на помощь нуждающимся в ней, стремление быть благородным в жизни. 2. Способствовать усвоению понятий: «доброта», «чуткость», «милосердие», «гуманность», а также развитию нравственного самопознанию.

Задачи: 1. Помочь учащимся раскрыть содержание понятия «милосердие». 2. Способствовать развитию нравственных качеств учащихся. 3.Обучать навыкам группового взаимодействия, умение работать в команде.

Применяемые методики: методика использования информационных технологий во внеурочное время. Технологии: технология проблемного обучения, информационные технологии, групповая технология.

Оборудование: компьютер, интерактивная доска, толковые словари русского языка (С.И. Ожегова), фломастеры, ручки и чистые листы бумаги.

Ход мероприятия:

- Наш классный час мне бы хотелось начать со стихотворения.

Послушайте и скажите, как можно озаглавить стихотворение.

Звучит музыка

Маленький мальчик стоял у витрины

И по слогам объявленье читал.

В нём сообщал продавец магазина,

Что он забавных котят продавал.

Мальчик несмело вошёл и с порога

Скромно спросил, сколько стоят они.

Цену узнав, прошептал: “Это много...”,

Ручки засунув в карманы свои,

Он потихоньку извлёк всё, что было.

Да, это мало, хоть долго копил.

Детское сердце невольно заныло ...

С горечью в голосе он попросил:

“Дяденька, можно хотя бы глазочком

Только на ваших котят посмотреть.

Были бы деньги, купил бы я точно,

Но накопить мне никак не успеть”.

И продавец не спеша открывает

Крышку в огромной коробке, и вот

Восемь котят из неё выбегают,

Ну, а девятый за ними ползёт,

Хочет успеть за друзьями своими,

Но не угнаться за ними ему.

А всё потому лишь, что ножки больные,

Так он родился ... себе на беду.

Мальчика словно водой окатили,

Глазки свои отвести он не смел,

Даже сказать что-то был он не в силах,

Лишь на хромого котёнка смотрел.

Но через силу, с огромным волненьем,

Еле, чуть слышно он вдруг проронил:

“Были бы деньги, то я, без сомненья,

Котёнка хромого у вас бы купил”.

А продавец посмотрев с изумленьем,

Грустно ответил, кивнув на него:

“Знаешь, котёнок больной, к сожаленью,

Родился таким, не излечишь его.

Но, если ты хочешь, котёнка хромого

Можешь себе и без денег забрать.

Никто и копейки не даст за такого,

Я и не думал его продавать”.

Мальчик ответил серьёзно и строго:

“Деньги у мамы могу я занять,

Я заплачу за котёнка хромого,

Чем же он хуже здоровых котят?

Стоит он так же, как стоят другие,

Полную цену я вам заплачу,

Будем с ним жить мы, как братья родные,

Сильно котёнка купить я хочу!”

Это сказав, он неловко нагнулся

И под штанину зачем-то полез.

Взглянув на него, продавец ужаснулся:

Вместо ноги он увидел протез ...

Слёзы в глазах, в горле ком, дрожь по телу...

Всё стало ясно теперь продавцу.

Мальчика крепко обнять захотелось,

Он протянул свои руки мальцу.

“Знаешь, мой мальчик, чего я хотел бы?

Чтоб остальные котята нашли

Тоже заботливых и милосердных,

Добрых хозяев, таких же, как ты!” (Ольга Май «Милосердие»)

- Какие чувства вызвало у вас это стихотворение?

- Какое название у этого стихотворения, как вы думаете? («Милосердие»)

Прослушав стихотворение, ребята, сформулируйте тему нашего занятия!

Правильно, мы будем говорить о милосердии! (СЛАЙД)

- Кто проявил милосердие в этом стихотворении?

- Как вы думаете, ребята, а мальчик сам нуждался в милосердии?

- Что вызвало возмущение ребёнка? Почему?

- Ребята, как вам кажется, мальчик – это сильная личность? (Да, преодолевая собственную беду, он оказался милосердным к другому) - Да, проявлять милосердие – большое искусство!

- А что же такое милосердие? Как вы думаете? (отвечают дети)

Сергей Ожегов дал такое определение этому слову: «Милосердие – это готовность помочь кому-нибудь, простить кого-нибудь, человеколюбие». (СЛАЙД)

- Из каких слов образовано слово милосердие? ( Слово милосердие говорит о сердце, которое любит, милует, жалеет).) (СЛАЙД)

- А по отношению к кому можно проявлять милосердие? Ответы детей.

- Выберите слова, близкие по значению к слову милосердие: щедрость, сострадание, равнодушие, доброта, жадность, отзывчивость, злость, зависть, сочувствие, жестокость, человечность, любовь. ( схема на доске в виде солнца, лучи которого согревают нас) давайте сейчас дадим имя каждому солнечному лучу из тех слов, что вы выбрали.

Итак, прочитайте еще раз эти слова. Вот сколько понятий включает в себя всего одно слово, но какое слово.

- Символ чего у нас получился? (символ солнца) -Были ли в вашей жизни люди, которые в трудную минуту проявили к вам милосердие, отнеслись к вам по-человечески? - (Ответы).

- Я пущу по рядам солнце, на лучах которого прошу вас написать их имена. (музыка ютуб «Скрипка и рояль. Она плачет, а он утешает»)

А кто хочет рассказать о своем луче? - (Ответы).

- Почему милосердие сравнивают с солнцем? - (Ответы). (как солнце согревает людей добротой)

Однажды учёные спросили многих людей: скажите, пожалуйста, каким характером вы бы хотели обладать? Большинство ответило: «Я хотел бы быть твёрдым, решительным»

- А вы? (вопрос к ребятам?) Тогда спросили людей: «А какими вы хотели бы видеть других?» И почти все ответили: добрыми, милосердными. - А вы? (вопрос к ребятам?)

- Что значит быть милосердным? (СЛАЙД ; 4 ШТУКИ)

• Термин «милосердие», к сожалению , непопулярен сегодня. «Сестра милосердия», «брат милосердия» в словаре даны как устаревшие сочетания слов. СЛАЙД

- «Вернёмся» и мы на столетие назад. СЛАЙД Мать Тереза (имя в миру — Агнес Гонджа Бояджиу) католическая монахиня, основательница женской монашеской конгрегации "Сестры Миссионерки Любви", занимающейся служением бедным и больным.

История Российского Красного Креста 1854 Великая княгиня Елена Павловна открыла в Санкт-Петербурге Крестовоздвиженскую общину сестер милосердия, которых готовили для работы в военных госпиталях осажденного Севастополя.

На Н.И. Пирогова, великого русского ученого, хирурга, было возложено обучение, а затем руководство их работой в Крыму. С декабря 1854 по январь 1856 года в Крыму трудилось более 200 сестер милосердия. 1867 3 мая (по старому стилю)

Император Александр II утвердил устав Общества попечения о раненых и больных воинах, которое 1879 г. было переименовано в Российское общество Красного Креста (РОКК). Почетными членами Общества стали Император, все великие князья и княгини, многие высокопоставленные светские лица и представители высшего духовенства. Общество находилось под покровительством Императрицы, пользовалось содействием всех правительственных лиц и получило значительные права.

1872 РОКК начало оказывать помощь населению при стихийных бедствиях.

Начало было положено, когда население города Шемахи (в настоящее время находится на территории Азербайджана) пострадало от землетрясения.

1875 Пожары в Моршанске, Брянске, Ржеве, Вольске, оставили многих людей без крова. В помощь погорельцам РОКК собрало более 106 тыс.руб. и выдало различных пособий на 40 тыс. руб. В последующие годы помощь жертвам пожаров оказывалась постоянно. 1877 - 1878 Русско-турецкая война.

РОКК взяло на себя практически всю медицинскую помощь армии. Открывались лазареты в тылу действующей армии, сформировались санитарные поезда, которые перевезли 216.440 больных и раненых, возникали перевязочные пункты вблизи мест сражений. 1878 - 1879 Борьба с эпидемией чумы с эпицентром в станице Ветлянка Астраханской области. В течение трех месяцев погибло 359 человек. Отряд Красного Креста оказывал пострадавшим медицинскую помощь, раздавал населению взамен сжигаемых одежду, обувь, белье. На свои средства РОКК открыло 2 постоянные больницы в станице Ветлянка и селе Никольском. 1879 Борьба с дифтеритом, который свирепствовал в Полтавской губернии и сопровождался большой смертностью.

Красный Крест командировал на этот "фронт" 30 врачей и 300 сестер милосердия, которые оказали неотложную помощь 23.000 дифтеритных больных и 60.000 страдающих от других болезней. Было дезинфицировано около 33 тысяч домов. 50 сестер переболели дифтеритом, двое умерли. 1882 РОКК начало помогать раненым и больным воинам в мирной жизни. Они получали бесплатное лечение, их обучали ремеслам. Для увечных воинов открылись 2 инвалидных дома. Построены вдовий дом для семей погибших солдат и офицеров, 4 детских приюта, дом дешевых квартир, училище для сирот, 2 приюта для неизлечимых и хронических больных. Больных и раненых офицеров отправляли по бесплатным путевкам в заграничные и отечественные лечебницы.

1891-1892 Голод в России. Для пострадавших от голода, охватившего 25 губерний, собрано 5 млн. рублей пожертвований. На эти средства открыто 2.763 столовых на 213.546 человек, 40 приютов и ночлежных домов, выдано 3,5 млн. обедов. Голод повлек за собой распространение цинги, эпидемий тифа, холеры и других заболеваний. В районы, пораженные эпидемиями, РОКК направило передвижные санитарные отряды. В их составе - 710 сестер. С этого времени продовольственная помощь голодающим сочетается с медицинской. 1897 Наводнение в Санкт-Петербурге. Помимо медицинской помощи, его жертвы получили от Красного Креста бесплатные лекарства. Пострадавшие обеспечивались одеждой и обувью, а также дровами. Больные дети бесплатно получали молоко. 1898 Неурожай в 9 губерниях. Красный Крест открыл 7,5 тыс. бесплатных столовых, в которых питалось 1.500.000 нуждающихся. Для оказания населению медицинской помощи откомандировано 1.250 медицинских работников. Они открыли 450 небольших стационаров, где лечилось 15.000 больных тифом и цингой; приняли амбулаторно 125.000 человек. В приютах Красного Креста содержалось до 10.000 человек. …если сегодня Красный Крест охватывает мир, то это благодаря примеру, поданному во время войны в Крыму Её Императорским Высочеством Великой княгиней Еленой Павловной…

Но вот беда – все чаще мы видим в современной жизни совсем другое. Около 500 тысяч брошенных детей при живых родителях – результат жестокости и эгоизма. Человек считает возможным пройти мимо упавшего, пострадавшего, лежащего на земле, как будто это стало делом привычным. Да, время жестоко. Многие люди живут в бедности, даже в нищете, многие взрослые не имеют работы,. И очень много жестоких людей. Как теперь жить? В страхе забиться в угол? Самому стать жестоким, уверяя себя: «Если все люди злые, то и я буду таким же».

Нет, нет и нет! Мир всегда был жестоким, но всегда были люди, которые не ожесточались в ответ и старались быть добрее, старались любить людей и любить свой мир, свой век, своё время – потому что это же наше время, другого для нас не будет.

Вопросы для беседы.

Стоит ли в наше время быть милосердным?

Кому милосердие и сострадание нужнее всего?

Учитель. Человеколюбие общества, семьи, отдельного человека определяется прежде всего отношением к детям, старикам, к самым беззащитным и нуждающимся в помощи, стремлением помогать людям в несчастье.

Стоит ли рассказывать всем о своих милосердных поступках и ждать за них благодарности? Есть ли люди не достойные милосердия?

Учитель: Всегда ли помощь можно назвать милосердием?

Давайте попробуем разобраться в 2-х ситуациях.

(Учитель предлагает прослушать 2-е истории из жизни, проанализировать поведение ребят и дать свою оценку их поведению)

Ситуация 1. Ученик, возвращаясь домой из школы, увидел, как пожилая женщина, поставив на скамейку тяжелую сумку, не могла отдышаться. Он подошел к ней и предложил свою помощь. Мальчик помог женщине донести сумку, хотя ему было не по пути.

Ситуация 2. Соседка – одинокая пожилая женщина, попросила мальчика сходить в магазин за хлебом. Он согласился, но сказал, что она должна чем-то отблагодарить его.

Учитель: Ребята, проанализируйте эти ситуации и скажите, по каким мотивам совершалось доброе дело? (возможные ответы детей: в первом случае – бескорыстно, а во втором – с выгодой для себя).

Учитель: Как бы вы поступили на месте мальчиков? (ответы детей) (подведение итога по обсуждаемым ситуациям) Учитель: Творить добро нужно ради самого добра, будьте в этом бескорыстны. Оно проявляется в помощи кому-то.

Учитель: Ребята, в каких случаях мы можем проявлять милосердие и по отношению к кому? Кто нуждается в нашей помощи? (Возможные ответы детей: близкие люди, пожилые, одинокие, малыши, люди, попавшие в трудные ситуации, животн

Учитель: Давайте подумаем, что мы можем сделать для этих людей? Предлагаю создать « Банк добрых дел». (Учитель предлагает детям работать в группах. Ребята сами выбирают, для какой из перечисленных ими категорий они будут планировать добрые дела, соответственно распределяются по группам. Каждая группа составляет список добрых дел - тех, которые они уже совершили, (ребята делятся собственным опытом) и тех, которые могли бы совершить.

I. Работа в группах; II. Представление результатов работы каждой группы, дополнения к ответам учащихся ребятами из других групп, коллективное решение о принятии предложений в «Банк добрых дел», а, значит, согласие на воплощение этих предложений в реальной жизни. 1 группа: Помощь животным; 2 группа: Помощь в семье; 3 группа: Помощь младшим (дома, во дворе, в школе, помощь детям-сиротам…) 4 группа: Помощь пожилым, одиноким людям; 5 группа: Помощь городу, стране (трагедии, стихийные бедствия…) Учитель: Чем мы можем помочь, если в городе, в стране, в мире произошло несчастье, трагедия, стихийное бедствие? (Учитель предлагает ребятам вспомнить последние новости о случившейся в Японии трагедии: землетрясение и цунами разрушили города, погибли люди, в стране не хватает продовольствия…)

Учитель: Можем ли мы, ребята, помочь этим людям, находясь далеко от них? Если - да, то чем и как? (Возможные ответы: собрать посылку с медикаментами, теплыми вещами, игрушками, написать письмо - поддержки…) - Кто уже принимал участие в подобных делах или акциях? Приходилось ли вам уже проявлять милосердие? В чем оно выражалось? (ответы детей)

Подведение итогов работы

Учитель: Мы можем проявлять милосердие, даже если несчастье произошло далеко от нас, самое главное - не оставаться равнодушными, почувствовать чужую боль как свою, нужно уметь поставить себя на место других людей и оказать помощь нуждающимся в ней. Предложения от каждой группы, записанные на листках бумаги, учитель собирает в общую копилку класса – «Банк добрых дел».

Учитель: Ваши предложения, ваш опыт, мы собрали в одну копилку. Пусть для одних ребят это будет место, где они смогут взять совет для жизни, для других - способ поделиться своим опытом. Пусть эта копилка хранится в классе, пополняется вашими добрыми делами. Если каждый из нас совершит маленькое доброе дело, то собранные вместе, они превратятся в одно большое. Учитель: Что общего в людях, которых мы называем милосердными? (ответы детей) Учитель: Действительно, у таких людей большое доброе щедрое сердце, распахнутое для окружающих, для всего мира. Такой человек никогда не пройдет мимо тех, кому нужна помощь, рядом с такими людьми жить спокойнее, надежней и уютнее, т.к. они излучают тепло, приносят радость, избавляют от бед и горя. Учитель: Каким должен быть человек, который совершает добрые дела? (Дети отвечают, используя слова на доске: щедрым, добрым, отзывчивым…) Учитель: Такого человека можно назвать милосердным. Каким символом можно обозначить милосердие? (ответы детей) Учитель: Милосердие – это милость сердца, значит, можно обозначить в виде сердца. Учитель рисует мелом на доске сердце, все слова оказываются внутри сердца.

Рефлексия: Учитель: Ребята всё-таки давайте подытожим наш урок и ответим на поставленный нами вопрос нужно ли милосердие в наше время?

-Ребята, нужно ли милосердие в наше время? (ответы детей)

Конечно, да. Чем больше будет милосердных, отзывчивых, добрых, заботливых людей, тем меньше будет страданий бед и невзгод. Тогда жизнь на нашей планете будет по-настоящему счастливой и радостной, а мы с вами, ребята, не будем забывать каждый день делать добро просто так. Давайте замечать тех, кому нужна наша помощь. Видеть и помогать, дарить людям счастье, тепло, заботу. Пусть наши щедрые сердца будут открыты для всех.

 



Назад