Задать вопрос
Вход
Регистрация

ПОРТАЛ ИНИЦИАТИВЫ
ПОДАТЬ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ

ПОРТАЛ ИНИЦИАТИВЫ
ПОДАТЬ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ

ПОРТАЛ ПРОЕКТА
ПРИСОЕДИНИТЬСЯ
Главная  »   Курсом Десятиления детства   » Конспект НОД "Традиция русского чаепития"
Конспект НОД "Традиция русского чаепития"

Конспект НОД «Традиция русского чаепития»

с детьми старшей группы компенсирующей направленности

 

автор-составитель: воспитатель Муниципального дошкольного образовательного

учреждения «Липицкий детский сад комбинированного вида «Колосок» Полякова Н.А.

Интеграция ОО: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие».

Виды детской деятельности: познавательная, коммуникативная, речевая, исследовательская.

Задачи:

- приобщать детей к истокам русской народной культуры — традициям чаепития;

углублять и систематизировать знания детей о чае, его происхождении, распространении, традициях чаепития;

- развивать инициативу и самостоятельность в деятельности, общении и познании, неуклонно расширять область самостоятельных действий, возможность для познавательного экспериментирования;

- развивать исследовательскую активность, умение осуществлять сенсорный анализ предметов;

- развивать речевую культуру, умение грамматически правильно, выразительно и связно передавать в речи свои мысли, использовать мнемотаблицы для составления рассказа;

- обогащать словарь детей за счет расширения знаний о традиции чаепития (чай, самовар, черный, зеленый, заваривать, заварка);

- развивать внимание и память, логическое мышление и воображение;

- формировать навыки исследовательской деятельности;

- воспитывать стремление правильно использовать и ценить предметы материальной культуры;

- воспитывать уважение к традициям русского народа.

Предварительная работа: рассматривание фотослайдов, видеоматериалов о чаепитии; беседы о происхождении и истории чая, самовара, атрибутов и традициях русского чаепития; создание коллекций разных видов чая (родовых понятий): «Зеленый чай», «Черный чай», «Травяной чай» и т.п.; чтение стихотворений, поговорок о чаепитии; загадывание загадок о чае; занятия с родителями; посещение «Русской избы» в детском саду, уголка народного творчества.

Материалы и оборудование, методические ресурсы: презентация «Чай. Традиции чаепития», тарелки с разными видами чая для обследования и экспериментирования (на каждого ребенка); оборудование и посуда для показа церемонии заваривания чая: заварочные чайники; чай; чайная ложка; салфетки; прозрачные чашки (на каждого ребенка), тарелочки с фруктами для составления детьми фруктового чая, схемы для составления рассказа.

Содержание НОД

Организационная часть

- Есть в природе нашего народа

Вечные особые черты-

Это русское гостеприимство

От души оно, от доброты.

Гость войди! Традиций не нарушим

С ним чайку всегда попьём

Всем известно русское радушье

Хлебосольство и открытый дом.

Вопрос - Чем мы угощаем своих гостей? (ответы детей)

- Что такое чай? (ответы детей)

- Я предлагаю вам узнать еще больше о чае и посмотреть презентацию.

Родина чая – Китай.

Существует красивая легенда о том, как люди открыли чай. Однажды, очень давно, много веков назад, уставший после сражения китайский император отдыхал под тенистым деревом и ждал, когда закипит вода в котелке над костром. Подувший ветер занес в котелок несколько листьев с растения, которое оказалось чайным кустом. Эти листья придали воде необычайно приятный вкус. Выпив ее, император почувствовал прилив сил. Так люди открыли свойства чая, и это было первое в мире чаепитие.

В Россию чай был впервые завезен в 1638 году. Когда русский посол Василий Старков привез царю Михаилу Фёдоровичу Романову подарок от монгольского хана – несколько ящиков чая.

Царь и его бояре вначале употребляли напиток как снадобье от хвори и телесной усталости. Ведь лекари определили его многие лечебные свойства. Чай, настолько пришелся по вкусу, что его пристрастились пить при царском дворе и в боярских хоромах каждый день.

Постепенно чай стал распространяться. Он стал и нашим любимым напитком.

А вот перед вами чайные кусты. Сбором чайных листьев в основном занимаются женщины, потому что у них ловкие и нежные пальцы. Издревле считалось, что аромат женских рук не портит запаха чая

Существует несколько видов чая.

Чай называют черным из-за его цвета. Такой чай приготовить непросто. Для него срывают с чайного куста самые лучшие молодые побеги с двумя листочками. Их сортируют по размеру и вялят на теплом воздухе. Затем скручивают и сушат. После сушки получается вот такой черный рассыпчатый чай.

Зеленый чай готовят из таких же чайных листочков, что и черный. Только листочки не вялят, а только сушат и скручивают, поэтому чаинки у него крупные и зеленные.

Чай бывает красным. Он имеет богатый вкус и аромат. Его называют чаем церемоний. Есть еще желтый чай. Он близок к зеленому, у него мягкий бархатистый вкус. Он очень крепкий. Желтый чай очень дорогой, дороже всех остальных сортов чая.

Ребята, а какое же чаепитие без чайного сервиза? Вот его мы сейчас и обыграем.

Физкультминутка (авт. Н. Нищева).

Вот большой стеклянный чайник, Дети надули животики.

Очень важный, как начальник.

Вот фарфоровые чашки, Одну руку поставили на пояс, другую изогнули.

  • хрупкие, бедняжки. Развели руки в стороны.

Вот фарфоровые блюдца, Присели, одну руку поставили на пояс.

  • стукни — разобьются. Кружатся, «рисуя» руками круг.

Вот серебряные ложки, Потянулись, сомкнули руки над головой.

  • на тонкой ножке.

Вот пластмассовый поднос, Потянулись, сомкнули руки над головой.

  • посуду нам принес. Руки на пояс, повороты в разные стороны.

3. Практическая часть. Экспериментирование.

Сейчас я приглашаю вас в лабораторию для исследования чая.

Мы будем исследовать в сравнении 2 вида чая, и выставлять на доске схемы его свойств.

Рассмотрите и скажите, какой чай находится в тарелке №1 (черный), а в тарелке № 2 (зеленый)

Как вы это определили? (по цвету), форме листочков.

Это значит – чай имеет цвет, и это мы отмечаем схемой.

Имеет ли чай – запах? (пахнет травой, ароматный, крепкий)

Какой он на ощупь? (сухой, хрупкий, шуршащий).

Имеет ли он вкус? Чтобы понять вкусовые свойства чая я предлагаю вам посмотреть как заваривается чай. Сначала нужно согреть пустой заварочный чайник. Для этого его обдают 3—4 раза кипятком {объяснение сопровождается показом практических действий). Так из чайника удаляются посторонние запахи, а аромат чая усиливается. Когда вода закипает, в чайник закладывают заварку и сразу заливают кипятком на треть или до половины. Чайник плотно закрывают крышкой, накрывают льняной салфеткой и настаивают до 15 минут.

Посмотрите, как красиво раскрываются чайные листочки, и меняется цвет чая. Разбавлять чай и оставлять в чайнике на хранение не стоит. Чай нужно пить свежезаваренным. Недаром восточная мудрость гласит: «Свежий чай подобен бальзаму».

- А теперь я предлагаю вам определить вкусовые свойства чая, который я предварительно заварила и остудила.

(Дети определяют качества чая (вкусный, ароматный, крепкий, душистый, терпкий) и выставляют схемы для описательного рассказа)

Вы отлично справились с заданием, молодцы!

- А сейчас я предлагаю вам приготовить самостоятельно фруктовый чай.

(Дети самостоятельно набирают фрукты для чая)

А сейчас отойдите на ковер и понаблюдайте, как я буду заваривать чай кипятком. Что происходит с фруктами?

А пока чай заваривается, мы продолжим нашу беседу

Чаепитие – многовековая традиция гостеприимства и застолий русского народа. В древние времена, бывало, гость на порог, а хозяйка за самовар – «Гостю – чай, сахар и радость!»

Давайте вместе с вами вспомним пословицы и поговорки о русском чаепитии.

Пословицы и поговорки.

Чай пьёшь - до ста лет проживёшь.

Мы за чаем не скучаем.

Пей чай – удовольствие получай.

Самовар кипит – уходить не велит.

Выпей чайку, забудешь тоску.

Кто здоровым хочет быть – больше чая надо пить!

«Чай человеку подать – уважение оказать!»

- И частушки мы исполним о русском чаепитие.

На Руси так повелось:

Самовар желанный гость.

Угощай, «пузатый», нас

Каждый день и каждый час!

Ароматный и приятный

Наливаем в чашки чай.

Кто с баранкой, кто с вареньем

-Ну-ка, быстро налетай.

Лучше доктора любого

Лечит скуку и тоску

Чашка вкусного, крутого

Самоварного чайку!

На Руси — один обычай

Кроме всякой пищи:

Утром — чай, в обед — чаек,

Вечером — чаище.

А сейчас попробуем ваш чай. Какой у него запах? Вкус?

(ответы детей)

У вас получился вкусный и полезный чай.

4. Итог занятия

С чем вы сегодня познакомились на занятии? Что больше всего вам запомнилось сегодня? (Ответы детей.)

Обычай чаепития на Руси – древний. Наша задача сохранять русские традиции.

Дорог гость – так привечай. Наливай ему целебный, ароматный, крепкий чай.



Назад