Задать вопрос
Вход
Регистрация

ПОРТАЛ ИНИЦИАТИВЫ
ПОДАТЬ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ

ПОРТАЛ ИНИЦИАТИВЫ
ПОДАТЬ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ

ПОРТАЛ ПРОЕКТА
ПРИСОЕДИНИТЬСЯ
Главная  »   Курсом Десятиления детства   » "Мой зелёный друг"
"Мой зелёный друг"

Проект

«Мой зелёный друг»

Вид проекта:  Проблемный

Тип проекта:  Практико -ориентированный

Пояснительная записка

       Экология – это наука о связях между живыми существами и окружающей их средой, между человеком и природой. 

Целью экологического воспитания является создание условий для формирования  личности с экологическим ориентированным  сознанием.

      Дошкольное  учреждение находится  внутри жилого  сектора.  Микрорайон  окружён оживлённой автомагистралью. На территории района имеется теплосеть, железная дорога. К территории прилегают парки: «Комсомольский», «Питомник», садоводческие товарищества. И в то же время существует проблема: загрязнённость воздуха за счёт выбросов выхлопных газов автомобилей и железнодорожного            транспорта, парообразные выбросы теплосети, загрязнение территории бытовыми отходами и мусором, зелёных зон экскрементами животных, в связи с отсутствием специально отведённых мест для выгула животных. Всё это побудило разработать проект, который поможет  сформировать у детей правильное, осознанное отношение к  природе, научить  беречь её,  оказывать ей помощь, заботится о ней.    

Цель:  Формирование современного человека  с новым экологическим мышлением,  способного осознавать последствия своих действий  по отношению  к  окружающей  среде  и  умеющего  жить в относительной гармонии с природой. Вовлечение педагогического коллектив ДОУ в работу по экологическому  воспитания  детей.

Задачи:

- формирование у детей  основ правильного отношения к природе;                                                          

- развитие осознанного отношения к природе, как нашему  общему дому,    

  переживание   себя, как  части природы;

- формирование системы умений и навыков экологически  целесообразного поведения, взаимодействия  с природой. 

Участники проекта: Дети, родители, педагоги.

Этапы работы:  2016– 2018гг.

Содержание работы: 

              1) Разработка  теоретического   материала,  дидактического  материала,  конспектов, занятий, экскурсий, системы работы на экологической тропе, подбор художественной литературы, консультации  для  родителей по экологическому воспитанию  детей.

              2) Практическая    работа  по  экологии:  экскурсии,  наблюдения,  дидактические  игры,  труд (устройство цветников, развешивание кормушек, скворечников, сбор семян растений, цветов, сбор листьев для гербария, подготовка семян к посеву и.т.д.)

            Экологический  проект  состоит  из  разделов:  растения, деревья, кусты, птицы, животные, насекомые, грибы, лекарственные растения, ландшафтный дизайн.

           В  раздел  «Растения» включены  следующие формы  и методы работы: тематические занятия: «Садовые  цветы»,  «Весенние первоцветы», «Полевые цветы»  и.  т. д., наблюдения  в  природе, опыты, дидактические  игры: «Что лишнее?», « Что где растёт?», « Найди, что опишу»  и.т.д., уроки   доброты: «Что такое красота», «Чем красив цветок», «Нужны ли в жизни правила» и.т.п., экскурсии  по экотропе, на  луг, в парк, в Приокско - террасный заповедник, рассматривание иллюстраций, фотографий, плакатов,изготовление гербария, консультации для родителей и воспитателей.

        Для  этого создаются следующие условия: подбор методического материала, иллюстраций, наглядного материала, дидактических  игр, подбор фоно  и  видеоматериала, документальных и учебных фильмов, аудиофонотеки,  посадка на территории  МДОУ  новых растений, грибов,  цветов.

           В раздел  «Деревья  и кусты»   включены   следующие формы и методы работы: тематические занятия по природе, наблюдения, опыты, дидактические игры: «Узнай  дерево», « С какого  дерева лист», «С какого дерева плод» и.т.п., рассматривание  иллюстраций,  картин,  репродукции художников и т. д.

С  этой целью  приобретается  наглядный  материал, методическое  оборудование, иллюстрации, дидактический  материал,  видеофильмы,  слайды, производится посадка новых деревьев и кустарников.

            В разделе  «Птицы» включены следующие формы и методы работы: тематические  занятия  по природе, наблюдения, рассматривание иллюстраций, дидактические игры: «Угадай, кто я ?», « Кто, где живёт?»,«Чей нос?»  и т. п., подвижные игры: «Воробышки и автомобиль»,  «Гуси, гуси…»,  «Филин и пташка»и т.д., проведение экологических праздников: « Лесные айболиты», «Птичьи базары» и т.д., консультации для родителей и воспитателей, организация совместной трудовой деятельности: изготовление  и развешивание кормушек, скворечников.

       Для работы по данному разделу приобретается новый наглядный материал, методическое  оборудование, иллюстрации, дидактический  материал, видеофильмы, слайды, кормушку, скворечники и т. д .

             В раздел  «Животные» включены следующие формы и методы работы: тематические  занятия по природе, наблюдения, рассматривание иллюстраций, дидактические  игры: «Угадай  по  описанию», « Кто,  как  кричит?», « Кто где живёт?» и т.д., подвижные  игры: «Лохматый  пёс», «Хитрая лиса» и т. д.,  консультации  для родителей и воспитателей,   чтение художественной  литературы, экологические праздники:  «В гостях у леса», « В гостях у бабушки Алёны», « Мы друзья птиц» и т.д.                   

      Для этого создаются следующие условия:  Приобретается наглядный  материал, методическое оборудование, иллюстрации, дидактический  материал, видеофильмы, слайды, создание искусственного водоёма для наблюдения за  обитателями  водной среды и т.д.

               В раздел  «Насекомые» включены следующие формы и методы работы: тематические занятия  по природе, наблюдения, рассматривание иллюстраций, дидактические игры: «Прыгает, летает, ползает», «Кто, где спрятался?», «Лабиринт» и т. д., консультации  для  родителей и воспитателей,  чтение  художественной    литературы,   экологические праздники, выставки,  экспозиции: «Мы - друзья  природы», «Шестиногие друзья» и т.д.

    Для работы по данному разделу приобретается новый наглядный материал, методическое оборудование, иллюстрации, дидактический  материал, видеофильмы, слайды. Проводятся природоохранные   акции:  огораживание  муравейников,  лекарственных  растений,  посадка  медоносных  растений

                 В разделе  «Грибы»  включены следующие методы и  формы работы: тематические занятия по  природе, рассматривание  иллюстраций, беседы ,  дидактические  игры: « Что, где  растёт?», «Съедобные, не съедобные», « Узнай по описанию» и т. д., чтение художественной литературы, проведение экологических праздников, развлечений, внесение новых грибниц на территорию  детского сада   и т.д.  Для этого создаются  следующие условия: приобретение наглядного материала, методического оборудования, иллюстраций, дидактического материала, подбор видеофильмов, слайдов, размножение грибов при помощи грибниц и т.д.

    В разделе  «Лекарственные растения»   включены  следующии  формы  и  методы  работы: тематические занятия по природе, наблюдения, рассматривание  иллюстраций, беседы, дидактические игры: «Что, где  растёт ?» , «Помоги   мишутке»..…,экскурсии  на  луг, в  лес,  в  аптеку,  изготовление гербария « Лекарственные растения», проведение  КВН, консультаций для родителей и воспитателей и т. д.

      Для реализации этого раздела создаются следующие условия: приобретение наглядного материала, методических пособий, иллюстраций, видеофильмов, слайдов,«перенос» на  экотропу лекарственных  растений и т.д.

                    В   разделе  «Ландшафтный   дизайн»  включены  следующие формы  и  методы   работы: тематические  занятия по природе. наблюдения, рассматривание  иллюстраций, создание  (совместно с воспитателем) клумб, рабаток.

    Описанием маршрута экологической тропы:

1.Начало экологической тропы, ель, грибница;

2.Каштановая аллея;

3.Плодовые деревья, кустарники;

4.Садовые цветы;

5.Лекарственные растения;

6.Зона отдыха (папоротник, муравейник, полевые цветы);

7.Декоративные кустарники;

8.Ландшафтный дизайн;

9.Птичий столб, скворечники;

10.Ельник, грибница.

  Практическая часть экологического проекта  включает в себя  план  работы  с детьми на год по всем возрастным группам. Дети проявляют большой интерес к исследовательской работе, поэтому в работе над проектом большое внимание уделяется опытам и наблюдениям., создаются  условия для проведения опытов с водой, почвой и  т. д. При проведении  опытов  с  почвой  показываем, что   в  почве  есть  воздух,  в  результате  вытаптывания  почвы  ухудшаются  условия жизни подземных   обитателей, а  значит их  становится меньше, показать,   как происходит загрязнение почвы, познакомить с разными видами почв( песчаная, глинистая). Практические навыки детей по работе с почвой  закрепляются при посадке овощей, цветов, уходе за растениями, на осенних работах.  

       Экологический проект включает в себя методические рекомендации по проведению опытов по всем  возрастным группам, здесь же указывается всё , что  необходимо  для  их  проведения: чётко сформулированная  задача, брать несколько объектов для их сравнения, чётко формулировать вопросы, желательно повторять опыт дважды, организовывать опыты без причинения вреда другим объектам.

      Экологический проект предусматривает систему изучения животных, растений и методику обследования  по всем возрастным группам. С младших групп дети учатся называть и выделять основные  части  животных. У  растений  узнают  и называют  их части.  В средней  группе  дети  узнают   и называют  3-4  вида  домашних   диких животных и их детёнышей, птиц, рыб, насекомых. Знакомятся с образом жизни: место обитания, способ передвижения, питания, с комнатными растениями, с основными частями  растений, способами ухода за ними, с сезонными  изменениями в природе. В старших группах  детей знакомят со стадиями роста и развития живых существ, учат устанавливать связи между средой обитания , внешним видом и образом жизни.  Знакомятся с органами растений и их функциями, со стадиями роста.                                                                                                                          

       Экологический проект включает в себя схему изучения знаний детей по валеологии,  которая  включает  в себя следующие вопросы:  Знает ли ребёнок, как устроен  его организм?   Для чего человеку глаза, уши?  Зачем человеку кожа?          и т. д.  Также  экологический  проект  широко освещает  вопрос изучения  знаний   детей  о   неживой   природе.    Детей  знакомят  с  воздухом, его  свойствами,  ветром; с водой, её свойствами, назначением;  с солнцем, планетами, с ролью солнца в жизни человека; с камнями, песком , глиной.

       В проекте приводится схема изучения детей о временах года. Дети узнают на картинках времена года, приметы, изучают изменения в жизни растений, животных, связанные с сезонными изменениями.

 Опытническая деятельность детей по блокам.

Блок «Волшебница-вода»  знакомит детей с тем ,что вода прозрачная, у неё нет вкуса, запаха, что она может быть  жидкой, твёрдой  и т. д.            

Блок «Воздух-невидимка» знакомит детей с воздухом в целом, с тем ,что ветер - это  движение воздуха, то воздух имеет вес и т. д.

Блок « Что у нас под ногами» знакомит детей с растениями, землёй, песком, с горами, с влиянием состава почвы на рост растений и т. д.

Блок «Кто в доме-природе живёт» раскрывает перед детьми такие вопросы:    Как кошка языком чистит себе шёрстку, как  маскируются животные, как растения обеспечивают себя питанием и т.д.

Блок «Солнышко, солнышко, выгляни в окошко» знакомит детей с влиянием солнечного света на жизнь на Земле, с тем, что такое солнце и т.д.

Блок «Металлы» включает в себя знакомство с монетами и их свойствами.

Экологический проект заканчивается списком литературы, который могут использовать педагоги в своей работе по данной теме.

  Этапы работы над проектом:

1-й (2016-2017гг) — подготовительный: постановка цели и задач, определение  направлений, объектов и методов исследования, предварительная работа с педагогами, детьми и их родителями, выбор оборудования и материалов;

2-й (2017-2018гг) — собственно исследовательский: поиск ответов на поставленные вопросы разными способами;

3-й (2017 – 2018гг) — обобщающий (заключительный): обобщение результатов работы в самой различной форме, их анализ, закрепление полученных знаний, формулировка выводов и, по возможности, составление рекомендаций.

Предполагаемые результаты:

 1. У детей проявится ярко выраженный интерес к объектам и явлениям природы. Различать живую природу (растения, грибы, животные, человек) и неживую природу ( воздух, почва, вода). Ребята узнают особенности природы родного края – Московской области.

 2. Ребята будут бережно относиться  к природе, будут стремиться к правильному поведению по отношению к миру природы.

 3. Дети овладеют навыками экологически безопасного поведения в природе. Познакомятся с запрещающими и разрешающими экологическими знаками, изобретут свои собственные знаки.

 4. У ребят сформируется стремление к исследованию объектов природы, они научатся делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи.

5. Дети будут уверенно  отличать  и называть характерные признаки разных времен года. Смогут объяснить причины смены времен года.

 6. Ребята узнают значение воды в жизни всех  живых объектов природы  и ее свойства.

 7. Ребята узнают значение воздуха в жизни живых объектов природы.

 8. Ребята исследуют землю, разновидности почвы, их свойства и значение.

 9.  Ребята  узнают много интересного из жизни растений (деревьев, кустарников, трав, растений леса, сада, луга, поля, комнатных растений), исследуют опытным путем условия, необходимые для роста растений; научатся правильно ухаживать за растениями в уголке природы, в цветнике детского сада (рыхление, полив, прополка).

10. Дети закрепят представления о животных : условия жизни домашних и диких животных и их детенышей, животных и птиц полярных  районов Земли, животных и птиц жарких стран, зимующих и перелетных птиц, о насекомых. У ребят будет сформировано представление о том, что нельзя делить объекты природы ( растения, насекомых, животных, птиц) на полезных и вредных, и тем более, руководствоваться этим в своих поступках по отношению к ним.

11. У детей будут сформированы навыки ухода за растениями и животными в уголке природы.

12. Ребята научатся вести наблюдения за объектами живой и неживой природы, объяснять связи и цепочки в природе, выполнять Законы общего дома природы:

     *  Все живые организмы имеют равное право на жизнь.

     *  В природе все взаимосвязано.

     *  В природе ничто никуда не исчезает, а переходит из одного состояния в другое.

13. Многие дети научатся проводить простейшие и сложные опыты, исследования объектов природы, будут с пользой для себя заниматься поисковой деятельностью.

14. Ребята гуманно станут обращаться со всеми объектами природы и соблюдать правила безопасности  в природе по отношению к себе. Природа тоже таит в себе опасность для жизни людей.

15. К экологическому проекту будут привлечены родители. Экологическое просвещение родителей даст большой плюс в экологическом воспитании детей детского сада.

 Ресурсы проекта:

 1. Парциальные программы по экологическому воспитанию дошкольников: Николаева С.Н. «Экологическое воспитание в детском саду», Рыжова Н.О.  «Экологическое развитие детей в  детском саду» и другая методическая литература по экологическому развитию дошкольников в ДОУ.

 2. Уголки природы в каждой возрастной группе.

 3. Экологическая тропа на территории ДОУ.

4. Парк  и  сквер  микрорайона.

 5. Зимний сад  детского сада.

6. Опытнические уголки  в  группах ДОУ.

7.Огород на окне в каждой возрастной группе.

 8. Высокий профессиональный уровень педагогов по организации детской исследовательской деятельности объектов природы и проведения презентации результатов исследований. 

9. Детская библиотека.

10. Видеотека  с собранием дисков познавательного материала по разным направлениям объектов природы.

11. Экологический паспорт ДОУ.

Реализация проекта

1 этап. Подготовительный

Постановка цели и задач, определение направлений, объектов и методов исследования, предварительная работа с педагогами, детьми и родителями, выбор оборудования и материалов.

2 этап. Собственно исследовательский.

Поиск ответов на поставленные вопросы разными способами.

1.Организация в группах познавательно - экологической среды.

2.Создание экологической развивающей среды в ДОУ. Создание экологической тропы  на территории детского сада.

3. Групповые краткосрочные исследовательские проекты по изучению объектов природы: растений, животных, птиц, насекомых, объектов неживой природы.

4. Детские исследовательские проекты, исследовательские работы по различным экологическим направлениям. Конкурс презентаций исследовательских детских работ, семейных проектов.

5. Создание  цветников, рабаток, уход за цветами.

6. Изучение флоры родного края на занятиях по экологии, наблюдения на прогулках, экскурсиях.

10. Экскурсии в Комсомольский парк. Наблюдения за птицами и деревьями.

11. Цикл практических занятий по изучению запрещающих и разрешающих экологических знаков.

12. Экологический марафон « Мы друзья природы". Цель: уборка определенных уголков природы от мусора, помощь деревьям, насекомым.

13. Экологическая акция  «Подарок птицам».  Изготовление скворечников и кормушек с помощью родителей и развешивание их на территории детского сада и парка.

14.Познавательное  развлечение  «Птичьи заботы»  в старшей и подготовительной группах

15. Викторина  «Знаем ли мы растения нашего края?»  в старшей и подготовительной группах..

16. Конкурс детских работ из природного и бросового материалов "Вторая жизнь упаковки"

17. Оборудование в саду уголка «Детская лаборатория» для опытов и экологических исследований.

18. Фотовыставка "Природа просит помощи" с описанием содержания фотографий. Привлечь родителей к участию в фотовыставке.

19. Организация в ДОУ видеотеки с помощью родителей  «Это интересно.  Из жизни природы.» ( О насекомых, птицах, животных, растениях, климатических поясах мира, обитателях моря, о временах года и т. д )

20. Викторина между старшими группами "Лучший знаток деревьев".

3 этап. Обобщающий.

Обобщение результатов работы  по экологическому проекту "Будь природе другом". Анализ, закрепление полученных знаний, формулирование выводов детьми. Защита детских исследовательских проектов. Педагогический Совет по итогам проекта.

1. Диагностирование уровня экологического развития дошкольников

с заполнением диагностических карт на каждого ребенка.

2. Просмотр презентаций детских исследовательских работ. Определение участников на региональный  конкурс детей - исследователей.

3. Обобщение уровня обогащения  предметно - развивающей среды в группах и в  целом в детском саду.

4. Педагогический Совет по обобщению результатов работы  по проекту, составление рекомендаций по дальнейшей работе  по экологическому воспитанию  дошкольников.

 


 

  



Назад