Задать вопрос
ВСЕРОССИЙСКАЯ ДЕЛОВАЯ ПЛАТФОРМА
«ДЕСЯТИЛЕТИЕ ДЕТСТВА»
Уважаемые коллеги! Площадки Проекта продолжают работу в штатном режиме.
(Скачать график работы Площадок Проекта на май 2020г.)
Итоговые документы оформляются и выдаются на отправку ежедневно.

Главная  »   Курсом Десятиления детства   » Проект по формированию ранней профориентации детей старшего дошкольного возраста «Калейдоскоп профессий в детском саду!»
Проект по формированию ранней профориентации детей старшего дошкольного возраста «Калейдоскоп профессий в детском саду!»

Проект по формированию ранней профориентации детей старшего дошкольного возраста «Калейдоскоп профессий в детском саду!»

Профессий много в мире есть,
Их невозможно перечесть.
Сегодня многие нужны,
И актуальны, и важны:

                                    Пояснительная записка

Профориентация  в настоящее время является важным направлением в работе дошкольных образовательных учреждений. Дошкольное образование является первой ступенью общего образования, что закреплено в законе «Об образовании Российской Федерации». Знания человека закладываются с детства, в том числе и профессиональная направленность.

    Раннее начало подготовки ребенка к выбору будущей профессии заключается не в навязывании ребенку того, кем он должен стать, по мнению родителей, а в том, чтобы познакомить ребенка с различными видами труда, чтобы облегчить ему самостоятельный выбор в дальнейшем. Знакомство детей с трудом взрослых это не только средство формирования системных знаний, но приобретение детьми опыта общения с людьми, понятия о профессиональной деятельности взрослых. Детский сад является первой важной ступенью знакомства дошкольников с профессиями, что не только расширяет общую осведомленность об окружающем мире и кругозор детей, но и формирует у них определенный элементарный опыт, способствует ранней профессиональной ориентации.

Проблема

В ходе беседы с детьми выяснилось, что они не достаточно ознакомлены с профессиями . Для того чтобы ребенок осмысленно сделал выбор во взрослой жизни, его необходимо познакомить с наибольшим количеством профессий, начиная с профессий родителей и людей, чей труд дети наблюдают изо дня в день. Чем больше ребенок впитает информации и чем более разнообразна и богата она будет, тем легче ему будет сделать в будущем свой решающий выбор, который определит его жизнь.

Поэтому и возникла идея создания данного проекта. Данный проект направлен на формирование ранней профориентации детей старшего дошкольного возраста через применение в образовательной деятельности инновационных технологий , в том числе и квест-технологий.

вой, краткосрочный;

 

Тип проекта: творческий, познавательный, информационный,     Участники проекта: дети подготовительной группы, воспитатели, родители, сотрудники детского сада

Возраст детей: 6-7 лет

Объект исследования профессии: воспитатель, помощник воспитателя, повар, прачка, логопед, медсестра.

В проекте используются современные образовательные инновационные технологии

Цель  проекта :Расширить и обогатить знания детей о многообразии профессий (взрослых в ближайшем окружении), используя для этого разные формы работы, инновационные технологии, в том числе квест-технологии,

Задачи проекта :

 Образовательные: 

-Расширять у детей представления о разнообразии профессий на основе характерных трудовых процессов и результатов труда, представлении о структуре труда (цель, мотив, материал, трудовые действия, результат);

 -Расширять знания детей о  людях в ближайшем окружении, их профессиях, значимости их труда в семье и обществе ; о труде сотрудников детского сада;

-Сформировать отчетливые представления о роли современной техники в трудовой деятельности человека;

-Учить отображать представления о трудовых процессах взрослых в сюжетно-ролевых играх, передавая в игре отношение взрослых к работе.

- Заинтересовать родителей в совместной игре с детьми в профессии. Воспитательные :

-Воспитывать в детях чувство уважения к труду взрослых.

 -Расширение кругозора, уточнение представлений об окружающем мире, создание положительной основы для воспитания социально-личностных чувств;

- Воспитание физических, психологических, социальных качеств, необходимых для полноценного развития личности.

-Привлекать детей к посильному участию в трудовых действиях, к выполнению обязанностей

Развивающие:

- Развивать память, мышление, воображение.

-Формировать интерес к труду, экспериментальной и изобразительной деятельности.

 -Воспитывать у детей положительную эмоциональную отзывчивость на результат своей и общей работы.

Гипотеза:

Все профессии очень интересны, и каждая из них вызывает уважение. Если дети получат представления о профессиях, которые их окружают в детском саду, то они научатся уважать труд человека любой профессии и беречь то, что сделано людьми.

Реализация проекта

В рамках реализации проекта с детьми проводились сюжетно ролевые, дидактические и интерактивные игры профессиональной направленности. Чтение литературных произведений по теме проекта и выбору профессий (стихи, загадки, рассказы).Рассматривание иллюстраций , картин о профессиях( повар, помощник воспитателя, воспитатель, прачка, логопед, медицинская сестра).Трудовая деятельность детей и взрослого. Художественно-творческая (продуктивная) деятельность. Экскурсии по детскому саду. Образовательная деятельность с детьми. Беседы с детьми по профориентации .Наблюдение за трудом взрослых обеспечит наибольшую отчетливость приобретаемых детьми знаний профессиональной направленности.

Планируемый результат

Для детей:

 - наличие у детей определенных знаний и представлений о профессиях работников детского сада и  значимость их труда.

- обеспечение активности ребенка в процессе его социализации;

- понимание детьми значения слово «профессия», проявление признательности и уважения к труду взрослых.

- пополнение лексики воспитанников; умение имитировать деятельность людей различных профессий в ходе сюжетно-ролевых игр.

Для родителей:

 - успешное взаимодействие со своими детьми;

повышение психолого-педагогических компетенций.

Для педагогов:

 - создание предметно-пространственной развивающей среды по теме   проекта;

 - совместная работа с родителями по расширению знаний детей;

- повышение уровня развития психолого-педагогической компетенции родителей и активизация их позиции в более тесном взаимодействии с педагогами и детьми.

Работа по проекту предполагает разделение деятельности на три этапа:

I этап – подготовительный.

В ходе подготовительного этапа проекта осуществлялось:

  •  определение темы проекта и перечня профессий  для ознакомления с ними детей;
  •  формулировка цели и задач;
  •  составление плана деятельности по реализации проекта и определение форм работы с детьми;
  •  анализ психолого-педагогической и методической литературы;
  •  создание предметно-развивающей среды;
  •  сотрудничество с родителями и интеграция с работниками ДОУ;
  •  планирование деятельности по реализации проекта;
  •  подбор музыкальных произведений, цикла бесед и рассказов для детей, конспектов занятий;
  •  подбор дидактического материала для мультимедийных презентаций;
  • пополнение предметно – пространственной  развивающей среды

     2 этап – основной, организационно-практический.

                Реализация проекта «Калейдоскоп профессий в детском саду», через организацию различных видов деятельности детей и взрослых.

Внедрение в воспитательно – образовательный процесс эффективных методов, приемов и форм работы по расширению знаний дошкольников о таких профессиях, как воспитатель, помощник воспитателя ,логопед, прачка, повар, медицинская сестра         .

Знакомство детей с профессиями на основе интегративного подхода позволяет организовать различные виды деятельности, подчиненные одной цели.

Образовательные области:

  •  Социально-коммуникативное развитие.
  •  Познавательное развитие.
  •  Художественно-эстетическое  развитие
  •  Речевое развитие.
  •  Физическое развитие.

Формы работы с детьми в рамках реализации проекта.

  • Беседы с детьми по профориентации
  • Сюжетно-ролевые, дидактические игры профессиональной направленности.
  • Чтение литературных произведений по теме проекта и выбору профессий (стихи, загадки, рассказы).
  • Рассматривание иллюстрации, картин о профессиях – (повар, прачка, воспитатель, логопед, медицинская сестра).
  • Трудовая деятельность детей и взрослого
  • Художественно-творческая (продуктивная) деятельность.
  • Мастер-классы родителей с детьми «Наши мамы и папы могут рассказать много интересного о своей работе».
  • Экскурсии  «Все работы хороши!» по знакомству детей с профессиями в детском саду.
  • Наблюдения за трудом взрослых обеспечит наибольшую  отчетливость приобретаемых детьми знаний профнаправленности.
  • Квест –игра  «Путешествие в Страну Профессий» (с использованием ИКТ).

Цель: знакомство дошкольников с профессиями посредством игровой деятельности.

Детская квест-игра «Путешествие в Страну Профессий» в детском саду» начинается

В связи с реализацией федерального стандарта в дошкольном образовании произошли существенные изменения. Главным образом изменился подход к образовательной деятельности дошкольников. Одним из ведущих методов при проведении образовательных ситуаций, является игра.

Игра для ребенка является наиболее привлекательной, естественной формой и средством познания мира, своих возможностей, самопроявления и саморазвития. Для педагога содержательная, отвечающая интересам детей, правильно организованная игра – эффективное педагогическое средство, позволяющее комплексно решать разнообразные образовательные и развивающие задачи. Общество создало детские игры для всесторонней подготовки ребенка к жизни, его своевременной социализации и развития. Поэтому игры генетически связаны со всеми видами деятельности человека и выступают как специфически детская форма и познания, и труда, и общения, и искусства, и спорта.

Среди широко используемых в практике игровых технологий можно выделить квест- технологию, которая только еще начинает использоваться педагогами.

Квест - это игры, в которых игрокам необходимо искать различные предметы, находить им применение, разговаривать с различными персонажами в игре, решать головоломки и т. д. Такую игру можно проводить как в помещении, так и на улице. Квест - это командная игра, идея игры проста – команда, перемещаясь по точкам, выполняет различные задания. Но изюминка такой организации игровой деятельности состоит в том, что, выполнив одно задание, дети получают подсказку к выполнению следующего, что является эффективным средством повышения двигательной активности и мотивационной готовности к познанию и исследованию.

Главное преимущество игры- квеста в том, что такая форма организации образовательной деятельности ненавязчиво, в игровом, занимательном виде способствует активизации познавательных и мыслительных процессов участников. С помощью такой игры можно достичь образовательных целей: реализовать проектную и игровую деятельность, познакомить с новой информацией, закрепить имеющиеся знания, отработать на практике умения детей.

3 этап – заключительный

Он призван наглядно продемонстрировать единение и атмосферу  сотрудничества всех участников проекта и его результат.

  • Создание видео-проекта. Представление проекта.
  •  Художественно-творческая (продуктивная) деятельность детей (выставка детских работ).
  •  Продолжение знакомства с другими профессиями.

 

Задачи этапа: объявить участникам о квест-путешествии;

Полученный результат:

Все дети проявили интерес к проекту, задавали много интересных вопросов. Родители с детьми начали говорить о профессиях, а дети рассказывать об этом в детском саду. Детям очень понравилось рисование на тему "Моя будущая профессия ". Собран и систематизирован весь материал по теме проекта.

У детей сформировалось целостное представление о трудовой деятельности взрослых. Дети знают и называют большое количество профессий, пословиц, поговорок о труде, орудиях труда, могут составить описательный рассказ о профессии.  Дети познакомились с новыми профессиями, такими как: машинист по стирке белья.

Дети стали более раскрепощены и самостоятельны. В свободной деятельности широко применяют пение песен, используют для этой цели атрибуты и наряды.

Со стороны родителей появился интерес к деятельности, организованной в рамках образовательного процесса, развитию творчества, знаний и умений у детей, желание общаться с ребенком на интересующие его темы, участвовать в жизни группы.

 

 

Вывод.

Мы начали говорить о ценности труда и профессий с детства! Дети с гордостью рассказывали о профессиях своих родителей. Думаю, что после реализации данного проекта вопрос, кем быть, не застанет их врасплох. У родителей появился интерес к образовательному процессу, развитию творчества, знаний и умений у детей, желание общаться с педагогом, участвовать в жизни группы. Реализация проекта показала свою эффективность для детей. Все поставленные задачи решены, а цель достигнута. Проделанная работа помогла пробудить интерес детей к профессиям взрослых. Ребята узнали много нового и интересного. Сплоченные общей идеей, дети стали более отзывчивыми и доброжелательными.

 

 

 

 

 

 



Назад