Задать вопрос
Вход
Регистрация

ПОРТАЛ ИНИЦИАТИВЫ
ПОДАТЬ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ

ПОРТАЛ ИНИЦИАТИВЫ
ПОДАТЬ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ

ПОРТАЛ ПРОЕКТА
ПРИСОЕДИНИТЬСЯ
Главная  »   Курсом Десятиления детства   » Внеурочное занятие "Путешествие по Оке"
Внеурочное занятие "Путешествие по Оке"

Тема занятия внеурочной деятельности: «Путешествие по Оке». (3 класс)

Цели:

-уточнить представления детей о Родине, дать пред­ставление о том, что связывает человека с Родиной;

-кратко познакомить с достопримечательностями близлежащих городов, находящихся по берегам реки Оки;

-развивать эмоциональную сферу, эстетическое восприятие окружающего мира, творческие способности;

-создавать условия для активизации познавательной деятельности обучающихся;

- воспитывать патриотические чувства, любовь к Родине.

Формирование УУД

Регулятивные УУД

Умение формулировать и удерживать поставленную задачу; выделять существенные признаки; умение слушать, задавать вопросы. Умение определять наиболее эффективные способы достижения результата в соответствии с поставленной задачей и условиями её решения.

Познавательные УУД.

Владение поисковыми и творческими способами решения практических проблем. Умение осуществлять логические действия « анализ» с выделением существенных и несущественных признаков.

Коммуникативные УУД

Умение работать в группах, обмениваться информацией, поддерживать разговор, уметь выражать свою точку зрения и обосновывать ее; анализировать, определить общую цель и пути её достижения.

Оборудование: презентация, карта – схема путешествия, ребусы, звёздочки, вырезанные из бумаги для учащихся, раздаточный материал, карта звёздного неба.

Форма проведения: игра-путешествие

Место проведения: классная комната.

План проведения:

  1. Организационный момент. Определение темы занятия. Уточнение представления детей о Родине.
  2. Основная часть.
  1. Работа с картой путешествия.
  2. Работа с ребусами.
  3. Путешествие: Поленово. (Работа с мозаиками)

Таруса. (Викторина «Узнай произведение», сценка).

Калуга.

  1. Подведение итогов. Рефлексия.

Ход занятия.

1. Организационный момент. Определение темы занятия. Уточнение представления детей о Родине
Учитель.
Ребята, попробуйте подобрать «ключик» к следующей шифровке и прочесть слово, являющееся темой нашего занятия. (Слайд) (Читаем буквы в порядке возрас­тания цифр.)

Ответ. РОДИНА

-Что обозначает слово Родина?

- Как называется наша Родина? (Россия)

-Подберите синонимы к слову Родина. (Отечество, Отчизна)

- О чём мы будем говорить сегодня? (Сегодня мы поговорим о Родине.)

Звучит песня-клип «С чего начинается Родина?» (Слайд)

- С чего для вас начинается Родина?

-Обратите внимание на доску. ( На доске слова «малая родина»). (Слайд)

- Как вы понимаете смысл слов «малая родина»?

У каждого из нас в нашей огромной стране есть своя, «маленькая» родина — место, где мы родились, где находится наш дом, где стоит наша школа, где живут близкие и любимые нами люди. Сегодня я предлагаю вам совершить путешествие вверх по реке Оке, которая

протекает в нашей местности и, которая для меня является образом малой родины. Надеюсь, и вы полюбите её.

2. Работа с картой путешествия.

Для того, чтобы точно знать свой маршрут воспользуемся картой.

Своё путешествие мы начнём из нашего посёлка с левого берега реки, на котором раскинулись поля ЗАО «Дашковка», предприятия

-Что выращивают на полях нашего хозяйства? (Овощи для всей Московской области).

- Посмотрите на карту и определите, где мы побываем с вами сегодня? (Мы поплывём вверх по течению и побываем в доме-музее «Поленово», в г. Тарусе, в Калуге.)

3. Познавательное путешествие.

Работа с ребусами .Плыть будем на лодках. Их три. Сейчас каждый получит билетик и узнает по цвету на билетике, на лодочке какого цвета он отправится в путешествие.(Дети берут билетик и занимают свои места)

У каждой лодочки есть своё название. Вам нужно его узнать, разгадав ребус. (Дети получают ребусы)

-Какие названия получились? Знакомы ли вам эти слова? Что они обозначают?

(Нара, Скнига, Протва - притоки Оки. Притоки-это реки и речушки, впадающие в Оку.)

- Как вы думаете, есть ли другие притоки у Оки? Их больше 100. Давайте назовём некоторые близлежащие притоки Оки. (Слайд)

Москва-река

Зуша

Упа

Лопасня

Таруса

Река Ока берёт начало недалеко от города Орла с маленького ручейка среди лугов, а потом становится всё шире и в некоторых местах достигает 400 м.. Длина Оки -1480 км.

- А знаете ли вы, в какую реку впадает Ока? ( Ока впадает в великую русскую реку Волгу.)

На берегах Оки расположилось множество сёл, деревень и восемнадцать городов.

Мы уже многое узнали об Оке. Пора отправляться в путешествие.

-Пожалуйста, сохраняйте полученные билетики до конца путешествия.

Закроем глаза и представим, что мы плывём вверх по течению. ( Звучит музыка) (Слайд)

Поленово. Первую остановку сделаем недалеко от Тарусы, где на высоком холме над Окой расположился государственный мемориальный историко-художественный и природный музей-заповедник Василия Дмитриевича Поленова – выдающегося русского художника. (Слайд)

Некоторые картины нам знакомы с детства.

- Как они называются? Это «Московский дворик», «Бабушкин сад». (Слайд)

В.Д. Поленов родился в 1844 году в Санкт-Петербурге. За свою долгую жизнь бывал в разных странах и городах. Много видел красивых мест. Но однажды, когда он плыл по Оке на пароходе осенью, ему очень понравились её живописные берега. Он понял, что должен здесь остаться. Мечта его исполнилась. В 1892 году был построен на берегу Оки по собственному проекту художника дом с мастерскими для друзей-художников. Усадьба была названа "Борок". (Слайд)

Художник очень быстро нашел свою тему в пейзаже и с этого момента, вдохновляясь пейзажами Оки, стал настоящим поэтом реки.

Вот лишь некоторые картины художника: «Ранний снег», «Стынет. Осень на Оке близ Тарусы», «Золотая осень». (Слайд)

-Какое время года изобразил на картинах художник?

Моя прабабушка родом из тех мест, где жил В.Д. Поленов. Она рассказывала, что часто видела художника , собирающего разноцветные камешки на берегу Оки.

-Как вы думаете, зачем они ему понадобились? (Ответы детей)

Оказывается, В.Д. Поленов не только писал свои картины маслом, но некоторые выкладывал из камешков. Такая техника называется «мозаика». Раз мы с вами в Поленове.

Работа с мозаиками

Раз мы с вами в Поленове, попытаемся тоже стать художниками-мозаичниками.

-Составьте картинки из частей. (Детям по группам (лодочкам) даётся раздаточный материал картин-мозаик, складывая которые получаются изображения флага России, русской берёзки, матрёшки).

-Что у вас получилось?

-Как связаны все три изображения? (Символы России: флаг, растительный символ, символ-игрушка)

Физминутка «Матрёшки»

Хлопают в ладошки

Дружные матрешки. (Хлопают в ладоши)

На ногах сапожки, (Руки на пояс, поочередно выставляют ногу на пятку вперед)

Топают матрешки. (Топают ногами)

Влево, вправо наклонись, (Наклоны телом влево – вправо)

Всем знакомым поклонись. (Наклоны головой влево-вправо)

Таруса.

Мы покидаем местечко Поленово. Закрываем глаза и отплываем от берега. (Звучит музыка) (Слайд)

Наша вторая остановка город Таруса. Город расположен у впадения реки Таруса в реку Ока. Таруса — город старинный. (Слайд)

-Кто из вас был в этом городе?

Я очень люблю этот город. Часто бываю там. Благодаря тому, что большинство зданий одноэтажные, построенные в XIX веке, город имеет статус природно-архитектурного заповедника,. Город внесен в перечень исторических городов России. (Слайд)

Интересна легенда, объясняющая название города.

Есть легенда, что один из князей Древней Руси Святослав Игоревич, плыл по Оке в 964 году, увидел незнакомое селение. На его вопрос: «Какой это народ?», с берега ответили: «То Русь!» И в самом деле, Таруса в старые времена писалась через «о» – «Торуса».

Город получил второе название – город художников и писателей. Здесь жили и творили многих художники и поэты, писатели и режиссеры, такие как Марина Цветаева, Виктор Борисов-Мусатов, Николай Заболоцкий, Василий Поленов, Святослав Рихтер. (Слайд)

.

Многие имена нам с вами пока не знакомы, но одно из них известно. Это имя писателя Константина Георгиевича Паустовского. В Тарусе сохранился дом, в котором жил К. Г. Паустовский. А недавно на берегу Оки установили памятник писателю. (Слайд)

С произведениями писателя мы знакомы с 1ого класса. Давайте вспомним их, отвечая на вопросы викторины.

Викторина «Узнай произведение»

Вы получаете отрывки из произведений, по которым должны вспомнить название произведения. Мало того, вы должны догадаться какой предмет из этого произведения лежит у меня в чёрном ящике.

 

Задание для первой группы (лодка «Нара»)

1. Дед с Ваней добрели до Почтовой улицы как раз вовремя - из-за Оки заходила высокая гроза. Ленивый гром потягивался за горизонтом, как заспанный силач распрямлял плечи и нехотя потряхивал землю. Серая рябь пошла по реке. Бесшумные молнии исподтишка, но стремительно и сильно били в луга; далеко за полянами уже горел стог сена, зажженный ими. («Заячьи лапы»)

- Что может лежать у меня в чёрном ящике? (Зайчик, но не живой, а игрушечный.).

 

2. Задание для второй группы (лодка «Скнига»)

Он воровал все: рыбу, мясо, сметану и хлеб. Однажды он даже разрыл в чулане жестяную банку с червями. Их он не съел, но на разрытую банку сбежались куры и склевали весь наш запас червей. («Кот-ворюга»)

- Что может лежать у меня в чёрном ящике? (Котик)

 

- Какая общая примета была у зайца из рассказа «Заячьи лапы» и кота из рассказа «Кот-ворюга»? (Рваное ухо.)

3. Задание для третьей группы (лодка «Протва»)

Паровоз с размаху налетел на станцию. Снег завертелся и залепил глаза. Потом пошли перестукиваться, догонять друг друга колеса. Варюша схватилась за фонарный столб и закрыла глаза: как бы и вправду ее не подняло над землей и не утащило за поездом.

(«Стальное колечко»)

- Что может лежать у меня в чёрном ящике? (Стальное колечко)

Сценка

-Посмотрим маленькую сценку из произведения К. Паустовского «Стальное колечко», которую подготовили ребята нашего класса.

Боец достал из кармана шинели маленькое стальное колечко, сдул с него крошки махорки и соли, потер о рукав шинели и надел Варюше на средний палец:

– Носи на здоровье! Этот перстенек совершенно чудесный. Гляди, как горит!

– А отчего он, дяденька, такой чудесный? – спросила, раскрасневшись, Варюша.

– А оттого, – ответил боец, – что ежели будешь носить его на среднем пальце, принесет он здоровье. И тебе и деду Кузьме. А наденешь его вот на этот, на безымянный, – будет у тебя большущая радость. Или, к примеру, захочется тебе посмотреть белый свет со всеми его чудесами. Надень перстенек на указательный палец – непременно увидишь!

-Почему Варюша не надела перстенек на указательный палец и не захотела увидеть белый свет со всеми его чудесами? («Успею, – подумала она. – Нигде на белом свете не может быть так хорошо, как у нас в Моховом. Это же прелесть что такое! Не зря ведь дед Кузьма говорит, что наша земля истинный рай и нету другой такой хорошей земли на белом свете!»

Расставаясь с городом Тарусой, мне хотелось бы прочитать слова К. Паустовского красоте и любви к нашим местам.

«Я не променяю Среднюю Россию на самые прославленные и потрясающие красоты земного шара. Всю нарядность Неаполитанского залива с его пиршеством красок я отдам за мокрый от дождя ивовый куст на песчаном берегу Оки». (Слайд)

Калуга. Закрываем глаза и отплываем от берега. ( Звучит музыка) (Слайд)

И вот мы уже в Калуге. (Слайд)

Город был основан в 1371 году как город-крепость, построенный на Оке, невдалеке от впадения в неё реки Угры, Калуга была надежной преградой от набегов иноземцев с юга и запада. Нам интересен этот город ещё и тем, что здесь родился великий учёный

Константин Эдуардович Циолковский, который заложил основы космонавтики, определил пути её развития, наметил план освоения космоса. (Слайд)

В городе создан Музей Циолковского и космонавтики. В музее представлены точные копии спутников для изучения ближнего космоса и. автоматических станций и их спускаемых аппаратов для исследования Луны, Марса и Венеры, а также настоящий лунный грунт. Есть в музее точная копия космического корабля «Восток», на котором Ю. Гагарин совершил первый в мире полёт в космос. (Слайд)

В здании музея работает планетарий.

-Кто знает, что это такое? (Это научно-просветительное учреждение. Это прибор, с помощью которого демонстрируется небесная сфера со звёздами, планетами и спутниками, кометами и метеорами) (Слайд)

-Кто был в Планетарии?

- Что интересного там видели?

-Какие созвездия вы знаете?

Подведение итогов. Рефлексия.

.( Звучит тихо музыка)

А знаете ли вы, что есть такое предание, что в день рождения каждого человека на небе загорается звезда. И если вы ещё не видели на небе свою, то сегодня вам представиться уникальная возможность не только её увидеть, но и в руках подержать. А. что ещё интереснее, вы сможете записать своё пожелание Родине. Какой вы хотели бы видеть её в будущем и что для этого надо сделать. Подумайте и напишите. (Каждый ученик получает

звездочку, вырезанную из бумаги, и записывает на ней пожелание Родине)

-Давайте, наши звёздочки поместим на карту звёздного неба. (Дети выходят к доске и закрепляют свою звездочку на карту звёздного неба, прочитав вслух своё пожелание Родине).

-Сколько новых звёзд появилось на ночном небе! Пусть сбудутся все ваши желания. А это во многом будет зависеть от вас. Любите Родину всем сердцем, постоянно делайте что-то хорошее для своей страны. С детства вкладывайте свой труд, свой талант, свои мысли в её развитие.

А наше путешествие подошло к концу. Вернёмся мы домой быстрее. Закрыли глаза и вспомнили наш путь: Калуга-Таруса-Поленово-п.Большевик..

Чтение стихотворения об Оке

-Чуприков Федя, ученик нашего класса, сочинил стихотворение об Оке. Пока мы возвращаемся домой, послушаем его

Ока-река моя родная,

Она спокойная такая,

Люблю я с папой здесь бывать,

На воду глядя, помечтать.

 

Мы с братом часто здесь гуляем,

И в речку камешки бросаем,

И наблюдаем ледоход,

И солнца летнего восход.

 

Спасибо.

 

Литература

 

  1. На окской широте Р. Абсалямов, Г. Семар, Изд. Реклама Москва 1974 год
  2. Окские дали М. И. Ростовцев, Изд. Москва Окские дали 1979 год
  3. Художественное наследие Серпуховской земли Ф. В. Разумовский, Изд. Москва «Искусство», 1992 год

 



Назад