Задать вопрос
Вход
Регистрация

ПОРТАЛ ИНИЦИАТИВЫ
ПОДАТЬ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ

ПОРТАЛ ИНИЦИАТИВЫ
ПОДАТЬ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ

ПОРТАЛ ПРОЕКТА
ПРИСОЕДИНИТЬСЯ
Главная » 

Квасникова Елена Николаевна
Воспитатель
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка №10 Ворошиловского района Волгограда»
Волгоградская область

Номинация «За вклад в развитие превентивного образования» Я, Квасникова Елена Николаевна, воспитатель высшей квалификационной категории МОУ Центра развития ребенка №10 г.Волгограда. Стаж работы 28 лет. Считаю, что дошкольный возраст - это тот благодатный период, когда начинается складываться мировоззрение ребёнка, его самосознание, отношение к другим людям . Я стараюсь сделать социальный мир для детей близким и понятным, чтобы в дальнейшем помочь сформировать у них активную жизненную позицию, что важно в современном мире. Детский сад должен стать первой ступенью для ребят, которая доступными средствами знакомит с элементарными правовыми знаниями. В 2018- 2019 учебном году в рамках кружковой работы мною был организован и успешно реализован кружок, социально- правовой направленности "Права на всякий случай" с детьми 6-7 лет. Цель данного кружка максимально способствовать социальной адаптации детей 6-7 лет, посредством формирование правовых знаний. Задачи • Познакомить детей в привлекательной форме с популярным изложением международных документов по защите прав человека (Всеобщая декларация прав человека, Конвенция нрав человека). • Способствовать развитию у детей уважения и терпимости к людям независимо от социального происхождения расовой и национальной принадлежности, языка, вероисповедания, пола, возраста, личного и поведенческого своеобразия (в том числе внешнего облика, физических недостатков и пр.) Способствовать развитию у детей чувства собственного достоинства, осознания своих прав и свобод (иметь собственное мнение, выбирать друзей, игрушки и т.д.; иметь личные вещи, самостоятельно использовать личное время и т.д.). • Развивать уважение к чувству собственного достоинства и личным правам другого человека (учить не обижать, не ущемлять интересы другого). Способствовать усвоению детьми общественных норм и правил поведения, взаимодействия со взрослыми и сверстниками. • Способность развитию у детей чувства ответственности (за другого человека, животного, за начатое дело, за данное слово и др.). Методы и средства успешного освоения правовых понятий Для того, чтобы успешно реализовать процесс правового воспитания в дошкольном учреждении, я применяла различные методы, средства и формы деятельности. 1. В проведения занятия, я включаю игровой компонент. К детям приходили персонажи хорошо знакомых сказок или животные, чью проблему необходимо было решить . 2. Решение проблемных ситуаций, в том числе вымышленных. Например, как можно наказать волка, который хотел съесть поросят, не ущемляя его права? 3. Метод наблюдения. Например детям было предложено проследить, как близкие относятся друг к другу, прощают ли взаимные обиды, что их может порадовать или огорчить. 4. Различные виды игр: словесные "Назови ласково друга", дидактические "Оцени поступок", сюжетно-ролевые"Больница","Школа",игры-развлечения, игры-драматизации, которые позволили детям «прочувствовать» другого человека, войти в его положение . 5. Проблемно-поисковый метод. Входе реализации проектов дети совместно с родителями искали необходимую информацию ( Например: почему меня назвали София, и что обозначает это имя). 6. Продуктивная деятельность. Коллективно и индивидуально создавались альбомы и плакаты, изготавливали эмблемы и символы, карточки для дидактических игр. 7. Были организованны выставки (игрушек, книг, рисунков любимого блюда и пр.). 8. Развивающая среда в группе организованна так, что каждый ребёнок имеет свободный доступ ко всем игрушкам и пособиям. 9. Поскольку правовые понятия достаточны сложны для дошкольников, то при организации различных видов деятельности , подбиралось много демонстрационного материала , медиопрезентаций, обучающее видео и пр. Содержание работы кружка. Сентябрь Тема Задачи Содержание Литература 1. Путешествие на другую планету (по типу беседы). Познакомить детей с понятием «Дек¬ларация прав чело¬века», «Конвенция прав ребенка». Необходимое использование в сов¬ременном мире. Развивать умение 1. Популярное знакомство с историей и необходимостью «Декларации прав человека», «Конвенции прав ребенка». 2. Решение (3) вводная статья моделировать ситуацию поддерживать диалог дискуссию. проблемных ситуаций. 3. «Лунные люди». 2. «Мы все равны». Показать детям, что все люди независимо от их национальности, принадлежности к стране, языка, вероисповедания, пола имеют одни и те же права. Формировать умение излагать собственное мнение, выслушивать и принимать во внимание позицию других. 1. Работа с иллюстративным матери- алом. 2. Игра: «На каком языке говорят люди». 3. Игра: «Гадкий утенок». 4. Карточка к сказке «Гадкий утенок». 5. «Добрые слова другу». (3) стр. 6-7 (6) стр.3 психологические игры Свободная деятельность 1. Чтение сказок разных народов. 2. Игра «Путешествие на Марс». 3. Разучивание игр народов мира. 4. Рисование детей других национальностей. Выставка. 5. Рассматривание книг «Ваши права». Октябрь Тема Задачи Содержание Литература 1. «Я имею право на жизнь». Познакомить детей с тем, что каждый человек имеет право на личную неприкосновенность, жизнь и свободу. Побуждать детей к анализу за-данных ситуаций с разных сторон. Развивать навыки участие в дискуссии и отстаивать свои права. 1. Работа с иллюстративным материалом к сказке «Красная шапочка». 2. Решение проблемных ситуаций. 3. Работа с карточками к сказке «Сестрица Аленушка и братец Иванушка». 4. Игра «Наборы полезные» 3 стр. 8-9, 6 стр.4 2. Как меня зовут. Показать, что каждый человек имеет право на имя. 1. Игра «Какой я? развивать чувства индивидуальности. 2. Рассматривание ил. материала. 3. Назови ласково друга. 4. Когда я вырасту, я буду? 4 стр. 12-13 Свободная деятельность 1. Рассматривание альбомов (семья, когда я был маленьким) 2. Нарисовать свой автопортрет, сделать выставку. 3. Тренинговые упражнения по ОБЖ «Не всегда внешность человека говорит о его характере». 4. Нить жизни. 5. Чтение Д. Мамина - Сибиряка «Серая Шейка». Ноябрь Тема Задачи Содержание Литература 1. «У меня должен быть совой дом». Дать представления о том, что каждый человек должен иметь свой дом, имущество неприкосновенность вещей дома. Закреплять умения вести дискуссию. Работать с иллюстративным материалом. 1. Познакомить детей с тем, что каждый человек имеет свой дом, вещи, которые принадлежат ему. 2. Игра «Фанты». 3. Работа с карточкой к сказке «Лиса и заяц». 3 стр.26-27 6 сир. 8-9 3. 6,7. 2. Упражнения по ОБЖ. «Один дома». Игра «Наборы полезные». Предложить детям хорошо запомнить основные предметы опасные для жизни и здоровья помочь самостоятельно сделать выводы и поел 1. Рассмотреть картинку с предметами используемыми в быту. Проигрывание с детьми опасных ситуации. 2. Наборы полезные. Свободная деятельность 1. Чтение русской народной сказки «Лиса и заяц». 2. Чтение поел, поговорок о нормах поведения. Разучить 1 – произведение наизусть. 3. Игра - драматизация «Заюшкина избушка». 4. Добрые дела в группе (ремонт игрушек, книжек, вещей). Декабрь Тема Задачи Содержание Литература 1. «Мама милая моя». Дать детям знания, что не один ребенок не должен быть разлучен с родителями. 1. Игра «родители - дети». 2. Обговорить с детьми смысл пословицы «При солнышке тепло,при матери добро?» 3. Работа с карт, к сказке «Гуси-лебеди». 4. Игра «Добрые дела». 2. «Должны ли меня любить». Познакомить детей с тем. что каждый ребенок имеет право на любовь и заботу родителей, семьи и общества. Способствовать развитию у детей чувства ответственности за др. человека, животного. 1. Игра «Я имею право». 2. Решения проблемных ситуаций. 3. Игра «Старенькая бабушка». 4. Предложить детям нарисовать какое-либо радостное событие в своей семье. Свободная деятельность 1. Чтение рассказов о маме. 2. Заучивание стих. Е. Благинина «Мама», «Последним в тишине». 3. Выставка портретов мам. 4. Рассматривание семенных альбомов. 5. Игра «Оцени поступок». Январь Тема Задачи Содержание Литература 1. «Я имею право учиться». Дать понятие детям, что каждый ребенок имеет право на бесплатное и обязательное образование. Познакомить детей с историей создания школ в России, разнообразием форм обучения. 1. Рассказ воспитателя о разнообразием школ, об истории их возник поведения. 2. Решение проб, ситуаций. 3. Игра «Ребенок не должен». 4. Игра «Собери портфель». 4 стр. 32-33 книга «Почемучка». 2. «Культурный человек». Познакомить детей с правилами этике¬та. Формировать навыки культурного поведения в повседневной. жизни. Учить видеть свои недостатки и уметь их исправлять. Воспитывать любовь и уважение к окружающим людям. 1. Занятия «Культурный человек», стр. 9-13 Николаева «Занятия по куль-туре поведения с дошкольниками. и младшими школьник». Свободная деятельность 1. Чтение рассказа Л. Толстого «Филиппок». 2. Сюжетно-ролевая игра «Школа». 3. Беседы: «Каким я буду школьником?», «Школа — это хорошо 4. Игры «Оцени поступок», «Хорошо плохо». 5. Чтение поговорок, пословиц, о коле, учебе. Февраль Тема Задачи Содержание Литература 1. «Кто меня полечит?» Формировать представления, что каждый ребенок имеет право на за¬боту о его здоровье. Формировать умения вести дискуссию, выражать. свое мнение. 1. Игра «Я и мои чувства». 2. Игровая ситуация: - вызвать скорую помощь для себя. - вызвать скорую помощь бабушке. вызвать врача другу. 3. Игра «Пожелай себе здоровья!» 2. Чтение сказки «Цветик семи-цветик». Способствовать усвоению основных правил и норм поведения. Воспитывать чувства со-переживания к ближнему, адекватно оценивать поступки сверстников, выражать свое мнение. 1. Чтение сказки «Цветик семицветик». 2. Беседа по тексту сказки. 3. Моделирование ситуации «Если у меня был цветок, то я бы загадал ...?». 4. Загадывание. желаний. Свободная деятельность 1. Сюжетно-ролевая игра «Поликлиника», «Скорая помощь», «На прием к окулисту». 2. Чтение Б. Житникова «Помощь идет». 3. Игра «Если хочешь быть здоров». 4. Беседа «Витамины», «Закаляться, если хочешь быть здоровым». 5. Силуэт на стене (сделать силуэт каждого ребенка на бумаги. Пусть ребенок нарисует на нем физические подробности напишет (имя, рост, вес, что больше всего хочет делать, во что играть) (с помощью взрослого). Март Тема Задачи Содержание Литература 1. «Как я отдыхаю» Познакомить детей с тем, что Каждый человек имеет право на отдых, игры развлечения, способ, общ. культур-ному развитию. 1. Рассказа детям о театрах нашего города. 2. Рассказ музеях нашего города. 3. Дети готовят рассказы о домашних праздниках (заслушать 3-4). 4. Рисование «Чем я люблю заниматься». 2. Чтение сказки Ш. Перро «Кот в сапогах». Закрепить с детьми полученные знания. Умения находить в сказке нарушения прав адекватно оценивать поступки героев. Вести дискуссию выражать собственное мнение. 1. Чтение сказки «Кто в сапогах». 2. Беседа по тексту сказки. 3. Попросить детей нарисовать героев сказки нарушавших права. Свободная деятельность 1. Организация игр и занятий по желанию детей. 2. Посещения ТЮЗ. 3. Рисование «Моя любимая игрушка». Выставка. Апрель Тема Задачи Содержание Литература 1. «Мы путешественники». Познакомить детей с тем, что каждый человек может свободно передвигаться, по нашей стране и за ее приделы и возвращаться назад. 1. Этюд «На берегу моря». 2. Рассмотреть фотографии где дети были на отдыхе в других городах, странах (3-4 рассказа). 3. Я мечтаю побывать в .... 2. «Не только хочу, но и должен». Помочь ребенку в приобретении и усвоении правил норм существующих в обществе. Формирование соподчинение мотивов действующих через восприятие доброты. Сострадание, отзывчивость, помощь, милосердия. 1. Игра «Ребенок не должен». 2. Игра «Дела одного дня». 3. Рассказы детей «О ком я могу позаботиться». 4. «Старенькая бабушка». Свободная деятельность 1. Закрепить с детьми виды транспорта «Путешествую на ...». 2. Рисование. 3. Интересные места нашего города. Беседа. 4. Сюжетно-ролевая игра «Путешествие на луну» (изготовление атрибутов). 5. Игра «Оцени поступок». 6. Оформление альбома «Законы нашей группы». Май Тема Задачи Содержание Литература 1. Этичные и неэтичные поступки (викторина). Продолжить знакомить детей с правилами этикета. Учить видеть в предложенных ситуациях недостатки в поведении и уметь их исправлять научиться относиться к окружающим заботой и терпением, но при этом проявлять нетерпимость к дурным поступкам людей. Воспитывать любовь к близким людям. 1. Викторина «Этичные и неэтичные поступки». Стр. 18-20 Николаева «Занятия но культуре поведения с дошкольниками и младшими школьник». 2. Чтение рассказа Л. Носова «Огурцы» Закреплять с детьми знания, учить детей находить в тексте рассказа ошибки в поведении людей, адекватной оценки их мнения. 1. Чтение рассказа Носова «Огурцы». 2. Обсуждение отдельных отрывков 3. Рисование отдельных эпизодов. Свободная деятельность 1. Чтение пословиц поговорок о труде. 2. Составление рассказов «Как я помогал». Используемая литература 1. В. В. Антонов «Младшим дошкольникам о Всеобщей декларации прав человека». - М.: «Вита», 1997. 2. 3. К. Шнекендорф «Младшим школьникам о правах ребенка». -М.: «Вита», 1997. 3. Е. С. Шабельник, Е. Г. Каширцева «Ваши права». - М.: «Вита», 1997. 4. Е. С. Шабельник «Права ребенка». - М.: «Вита - пресс», 1998. 5. Е. С. Шабельник «Права на всякий случай». - М.: «Вита - пресс», 1995. 6. В. В. Антонов «Изучаем права человека». - М.: «Вита», 1997. 7. Методические рекомендации по правовому просвещению в помощь работникам учебно-воспитательных и культурных учреждений, работающих с детьми - инвалидами. - Волгоград, 2002. Результатами внедрения кружковой работы в воспитательно - образовательный процесс моей группы стали: • повышение моей правовой компетентности, как педагога ; • повышение правовой культуры детей и родителей группы; • совершенствование коммуникативных умений и навыков у детей; • создание системы работы с родителями по правовому воспитанию дошкольников.