Задать вопрос
ВСЕРОССИЙСКАЯ ДЕЛОВАЯ ПЛАТФОРМА
«ДЕСЯТИЛЕТИЕ ДЕТСТВА»
Главная » 

Склярова Валентина Даниловна
заведующий
МБДОУ детский сад №27
Ростовская область

Сведения о руководителе образовательного учреждения, претендующего на получение в Премии в номинации «За вклад в создание условий детствосбережения» муниципальное бюджетное дошкольное общеобразовательное учреждение детский сад № 27 Адрес: 346427 г. Новочеркасск, ул. Солнечная, д.3а Телефон: 8(8635)29-67-06 E-mail: dc27novoch@mail.ru Руководитель образовательного учреждения: Склярова Валентина Даниловна 8(8635)29-67-06 Актуальность. На современном этапе обновления дошкольной образовательной политики уделяется большое внимание проблемам семьи, семейного воспитания, сотрудничества семьи и образовательных учреждений. Поэтому считаем, что важнейшим условием совершенствования системы дошкольного образования является инновационная деятельность педагогов, ориентированная на освоение новых инновационных форм взаимодействия с родителями. В документах Министерства образования и науки Российской Федерации рассматривается обновленная образовательная стратегия по созданию оптимальных условия для успешного воспитания, развития дошкольников, взаимодействия с родителями, социальными партнерами в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании». Поэтому одной из основных задач, стоящих перед нашим детским садом № 27 города Новочеркасска, является «использование инновационных форм и методов взаимодействия с семьей для обеспечения полноценного развития личности ребенка». Базовые характеристики опыта. 1. Участие детского сада в инновационной деятельности. На сегодняшний день детскому саду № 27 присвоен статус: муниципальная опорная площадка по теме: «Приобщение детей к истории и культуре родного края в процессе реализации программы «В краю Тихого Дона» (приказ Управления образования Администрации г. Новочеркасска № 385 от 24.06.2014 г. «О присвоении статуса дошкольное образовательное учреждение – муниципальная опорная площадка»); областная инновационная площадка по приобщению детей к социокультурным нормам, традициям семьи и общества, истории родного края, посредством казачьей народной педагогики (приказ Министерства общего и профессионального образования Ростовской области от 26.06.2015 № 474); областной методический ресурсный центр по теме «Создание условий для повышения качества образования дошкольников в соответствии с требованиями ФГОС ДО через реализацию регионального компонента (приказ Министерства общего и профессионального образования Ростовской области от 01.16.2016 г. № 786); Федеральная сетевая инновационная площадка по теме: «Научно - методическое и организационно - педагогическое сопровождение деятельности дошкольных образовательных организаций, внедряющих комплексную образовательную программу «Теремок» для детей от двух месяцев до трёх лет (2018-2021 г.) (приказ ФГБНУ «Институт изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования» от 20 марта 2018 г. №10 г. Москва). Система работы в рамках реализации инновационных проектов по реализации регионального компонента 1. Концепция инновационного опыта: ведущая идея, цель, задачи в контексте стратегий модернизации образования. Воспитание любви к своему Отечеству к своей малой Родине, к родной природе культуре донских казаков – задача важная и сложная. Особенно, когда относится к детям дошкольного возраста. Развивая ребёнка, основываясь на принципах казачьей народной педагогики, акцентируется внимание на приобщении его к красоте и добру, на желании видеть неповторимость родной культуры, природы, на желании участвовать в их сравнении и преумножении, на чувстве гордости, уважения и любви к малой родине. Дошкольный возраст, период становления личности, имеет свои возможности для формирования социальных чувств, к которым относится и чувство патриотизма. Цель внедрения инновационных продуктов: создание условий для повышения качества образования дошкольников в соответствии с требованиями ФГОС ДО через реализацию регионального компонента. Задачи: разработка и реализация программно-методического обеспечения, учитывающего специфику организации образовательного процесса для дошкольников в возрасте от 2 до 7 лет на системно - деятельностной (компетентностной) основе, с включением регионального содержания; разработка и реализация системы мониторинга качества педагогического процесса по реализации регионального компонента в дошкольном образовательном учреждении с учётом условий региональной и всероссийской системы оценки качества образования; освоение и внедрение в педагогическую практику новых образовательных технологий и принципов организации воспитательно-образовательного процесса на системно-деятельностной (компетентностной) основе, обеспечивающих успешную социализацию дошкольников; повышение профессионального уровня педагогов, формирование педагогического коллектива, соответствующего прогрессивным изменениям образовательной реальности в связи с введением ФГОС ДО. В рамках работы по направлению «Создание условий для приобщения детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства, посредством казачьей народной педагогики» - наше дошкольное учреждение ставит перед собой проблему сохранения этнических традиций донского казачества значимой не только в научном отношении, но и в практическом. 2. Базовые характеристики инновационного опыта: новизна, эффективность, практическая значимость. Особенностью и новизной данных проектов является то, что они разрабатываются в условиях детского сада, который посещают дети, не имеющие нарушения в развитии, дети с нарушением речи и дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Образовательный процесс основан на методах и средствах казачьей народной педагогики с учетом психофизических особенностей детей. На занятиях и в совместной деятельности, построенных в игровой форме, создается оптимальная среда для развития когнитивных процессов, фантазии, музыкальности. Наличие положительной эмоциональной среды снимает у детей физическое напряжение, развивает коммуникативность. Практическая значимость заключается в том, что данная тема позволяет использовать многоаспектные возможности образовательных областей, которые, в свою очередь формируют в единстве содержательные, операционные и мотивационные компоненты коррекционно-образовательной деятельности. Наши инновационные проекты: знакомят дошкольников с историей, традициями, культурой, бытом казаков Донского края; охватывают литературный, фольклорный, исторический материал; помогают формировать личность ребёнка, способную к успешной социализации; создают обогащённую духовную среду; способствуют самореализации индивидуальности ребенка. Содержание их основных направлений обладает четко выраженным гендерным подходом. Изучение культурных традиций, фольклора создаёт условия для формирования социальной креативности дошкольников. Творческой группой педагогов нашего детского сада в составе: Склярова В.Д., заведующий детским садом, Каплина В.Н., старший воспитатель, Галактионова Е.В., музыкальный руководитель разработаны: - Парциальная образовательная программа по приобщению дошкольников к культуре и традициям Донского края, которая является вариативной частью Основной образовательной программы детского сада № 27 «В краю Тихого Дона». - Методическое обеспечение реализации регионального содержания парциальной образовательной программы по приобщению дошкольников к культуре и традициям Донского края. Издательство ГБОУ ДПО РО РИПК и ППРО г. Ростов-на – Дону 2017 г. под редакцией К.П.Н. Баландиной Л.А, научный руководитель Муравьёва О.Ю., главный специалист Управления образования Администрации г. Новочеркасска. Программа реализуется с учётом специфики организации образовательного процесса для дошкольников в возрасте от 2 до 7 лет на системно - деятельностной компетентностной) основе, с включением регионального содержания. Изучение культурных традиций, фольклора создаёт условия для формирования социальной креативности дошкольников. Под социальной креативностью мы понимаем способность ребёнка оперативно находить и эффективно применять нестандартные, оригинальные, творческие решения ситуаций межличностного взаимодействия. Это позволит в более зрелом возрасте ребенку правильно принимать нужные решения, быть стрессоустойчивыми, противостоять давлению сверстников в сложных ситуациях. Основой для развития данной способности является система свойств, составляющих творческий и коммуникативный потенциалы личности создающих возможность созидать, творить, находить новое, принимать решения и действовать нестандартно. Коммуникативный потенциал представляет собой систему свойств и способностей, обеспечивающих участие личности в общении и взаимодействии с другими людьми. Разработанная нами модель представляет собой тематические блоки, где на каждом новом витке происходит закрепление прошлого опыта и формирование нового. Программа реализуется в непосредственно организованной деятельности, в совместной деятельности, детских утренниках и фольклорных мероприятиях, а так же кружковой деятельности. Блок I Младший дошкольный возраст 2-4 года 1 раздел «Здравствуй, солнышко-колоколнышко!» Создание условий для знакомства с малыми фольклорными формами, как средством приобщения детей младшего дошкольного возраста к истокам казачьей народной культуры 2 раздел «Простор Донской от края и до края» Создание условий для знакомства детей младшего дошкольного возраста с природой родного края, освоения основ экологической культуры, активизации механизмов детского саморазвития через проектно-исследовательскую деятельность младших дошкольников. 3 раздел «Эх, казачата, ребята удалые!» Создание условий для знакомства младших дошкольников с окружающим миром, помочь им сознать свое место в нем на примере ближнего бытового окружения, приобщение к духовно – нравственным традициям жителей Донского края в доступных их возрасту и пониманию формах. Блок II Старший дошкольный возраст 5-7 лет 1 раздел «Весёлое казачье слова-речи основа» Создание условий для знакомства детей старшего дошкольного возраста с казачьим фольклором, формирования интереса и потребности детей в чтении книг. Здесь осуществляется как информационная, так и практическая подготовка детей через поисковые задания, экскурсии в музей, походы в театры. Дети знакомятся с мифами, легендами, преданиями, песнями и сказками Дона, герои которых обладают чувством собственного достоинства, готовностью постоять за родную страну. 2 раздел «Кладовая Донской земли» Создание условий для формирования созидательного отношения к окружающему миру через знакомство с природой Дона, чувства привязанности к своему дому и любви к Родине; осознания себя частью природы, желания ее оберегать. Дети не только знакомятся с природными местами, степным ландшафтом, животными и растительным миром, но и сами активно участвуют в добывании этих знаний: вместе с родителями, братьями и сестрами — старшеклассниками , находят в дополнительной литературе, интернет-ресурсах сведения, которые могут быть интересны окружающим, проводят исследовательскую и экспериментальную деятельность. 3 раздел «Тайны Донского казачьего края» Создание условий для знакомства старших дошкольников с историей Донского края, города Новочеркасска, бытом казаков. Это направление включает знакомство дошкольников с этническими корнями Донского казачества на занятиях через доступную их возрасту форму народного праздника с его обычаями и обрядами, определяющими своеобразие культуры нашего региона. Это позволяет детям на эмоциональном уровне принять богатство исконно казачьих праздников, попробовать себя в различных видах фольклора и тем самым приобщиться к нравственным ценностям народа. Наша программа «В краю Тихого Дона» рекомендована к использованию в образовательном процессе ДОУ, в том числе, имеющих статус «казачье» Государственным бюджетным учреждением дополнительного профессионального образования Ростовской области "Ростовским институтом повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования" (протокол № 4 от 20.09.2017 г.) и успешно реализуется в детских садах Ростовской области. В нашем детском саду организована работа по дополнительному образованию. Программы дополнительного образования включают в себя и региональный компонент: детский фольклорный кружок «Лазорик»; логопедический кружок «Говорушки»; кружок горизонтально - пластического балета «Пластик – шоу»; «Казачий семейный театр». Здесь знакомство с традициями и обрядами жителей Дона и вовлечение детей и взрослых в организацию и проведение образовательной деятельности, праздников, гуляний и досугов строится по сезонным циклам. В процессе кружковой работы дети знакомятся с казачьими сказками, малыми фольклорными формами, музыкальной культурой и диалектными словами и выражениями Донских казаков. Наш детский сад уделяет большое внимание такой интересной форме взаимодействия с родителями наших воспитанников, как Казачий семейный театр. Подготовка семейных театральных постановок основывается на исторически достоверных материалах, жизненном опыте коренных казаков и казачек. Итогом всей работы становится проведение праздников и интерактивных спектаклей, где родители и дети очень часто сами выбирают или придумывают инсценировки, готовят к ним костюмы, декорации, реквизит, изготавливают кукол, подбирают музыкальное сопровождение. Проведение казачьих фольклорных спектаклей и праздников способствует не только приобщению детей к музыкальному искусству Донского края, но и дает уникальную возможность помочь детям раскрыть и развить социальную креативность, столь важную для современного человека, освобождает ребенка от закомплексованности, дает ему ощущение своей особенности, приносит массу радостных минут и огромное наслаждение. Технология Казачий семейный театр в детском саду Семейный театр в детском саду – особая конструктивная форма взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с семьей, способствующая взаимодействию детского сада, учреждений культуры с семьей, приобщению взрослых и детей к театральному искусству, имеющему большую воспитательную и образовательную ценность в семейных взаимоотношениях, познанию истории и культуры родного края. В процессе совместной детско-взрослой театральной деятельности устанавливаются тесные отношения между родителями (и другими родственниками воспитанников) и педагогами образовательных учреждений. В работе Казачьего семейного театра принимают участие и многодетные семьи наших воспитанников, это позволяет добавить нашим постановкам ощущение того, что все участники - единая команда, семья! В ходе совместной театральной деятельности: развивается адекватное восприятие, понимание взрослым действий ребенка; приобретается опыт совместных переживаний; происходит осознание своего места в семейно-родовых и общественных системах; изменяется характер поведения, взаимодействия со взрослыми и детьми. Ребенку театральная деятельность в семейном детско-взрослом объединении дает возможность удовлетворить потребности, имеющие важное значение для его развития - потребности в любви, в одобрении значимых взрослых, в овладении социальными способами взаимодействия со сверстниками и другими взрослыми, в познании окружающего мира, в информационном обмене. Что даёт Казачий семейный театр? Родителям: источник новых знаний; эмоциональные переживания; адекватное восприятие действий ребёнка; приобретение опыта совместных переживаний. Ребёнку: удовлетворение потребности в любви, в одобрении; овладение навыками взаимодействия со сверстниками и другими взрослыми; овладение своими эмоциями, оценка уровня и системы взаимоотношений (ребенок-ребенок, ребенок-взрослый); познание окружающего мира. Педагогам: создать зону психологического комфорта для детей. развить творческие способности детей в различных видах деятельности. удовлетворить физические, интеллектуальные потребности. приобщить к народным традициям Донского казачества. Целью всей нашей деятельности является создание безопасных условий, комфортного микроклимата для развития психически здоровой личности детей разного возраста, конструктивного взаимодействия с семьями воспитанников через оптимизацию детско-родительских отношений в процессе деятельности казачьего семейного театра. В процессе наших встреч решаются следующие задачи: формировать у родителей и детей интереса и желания заниматься творческой деятельностью; обучать родителей средствам и способам взаимодействия с ребенком в процессе театрализованной деятельности; реализовывать самостоятельные творческие семейные театрализованные проекты; формировать родительскую позицию, направленную на обеспечение психологического здоровья ребенка, учитывающую индивидуальные особенности ребенка и его семьи; учить изготавливать кукол из бросового материала и использование их в кукольных спектаклях. Реализация этих задач осуществлялась через серию практикумов и мастер-классов для детей и родителей в театральной студии. Родители вместе с детьми познавали основы кукловождения, актерское мастерство, игровое творчество, песенное и танцевальное творчество. Обучающие возможности фольклора огромны. Структура занятий Казачьего семейного театра с детьми и родителями определяется народным календарем. Наблюдая за изменениями в природе, деятельностью человека, за годовым циклом дети учатся языку народной культуры. При подготовке казачьего фольклорного представления используем разнообразные виды искусства Донского региона: литература, музыка, живопись, театр, пантомима. Таким образом, Казачий семейный театр является синтезом практически всех видов искусств. Это способствует проявлению детского творчества в различных видах деятельности. Мы стремимся, чтобы наши воспитанники были самостоятельны, активны, эмоционально отзывчивы, проявляли инициативу, творческие способности, имели яркую индивидуальность, практические умения и навыки для того, чтобы уверенно идти по жизни, ставя перед собой цели, и достигать их. Совместная деятельность детей и взрослых позволила подготовить семейные театральные постановки, основанные на исторически достоверных материалах, жизненном опыте коренных казаков и казачек: театрализованное представление «Хорошо живем на Дону родном»; костюмированные театральные казачьи посиделки «Песни Дона», «Донские колядки», «Сказ про казака Фрола»; постановки по мотивам казачьих сказок «Коза и девочка», «Казак и лиса», «Кныш»; мини-спектакли, чаще всего это небольшие, праздничные музыкальные композиции: «Покровские небылицы», «Коляда пришла - козочку привела», «Капустки», «Казачья Ярмарка», «Кузьминки», « Широкая Масленица», «Святки на Дону». Для проведения всей этой работы в детском саду созданы познавательные центры «Край Донской». Оборудованы мини-музеи, где дети могут познакомится с костюмами, бытом, посудой донских казаков. Так же в нашем детском саду создан мини-музей «Казачья горница». Основной формой работы с посетителями является проведение тематических и обзорных экскурсий по ознакомлению с бытом Донских казаков. Они строятся на интегрированной основе с использованием игры и практической деятельности. В отдельном помещении создан интерактивный музей «В краю Тихого Дона», включающий в себя интерактивное оборудование, малые архитектурные формы- объекты казачьей станицы, казачьего быта. Результаты использования технологии «Казачий Семейный театр в детском саду». Технология позволила: перевести родителей и детей от наблюдений за игровыми действиями педагога к прямому включению в процесс театральной деятельности в детском саду, а затем и к самостоятельной организации домашних театральных постановок; перевести родителей от «проживания рядом» с детьми к построению взаимоотношений, основанных на принципах уважения, доверия, открытости; педагогам и родителям перейти от применения отдельных театрализованных игр, как в детском саду, так и в семье к совместным семейным праздникам в образовательном учреждении и домашним театральным постановкам в кругу близких и родственников; от ситуативного воздействия на ребенка к систематическому, содержательному, эмоционально наполненному досугу; улучшить взаимоотношения между детьми и взрослыми. Итогом всей работы становится проведение праздников и интерактивных спектаклей, где родители и дети сами выбирают или придумывают инсценировки, готовят к ним костюмы, декорации, реквизит, изготавливают кукол, подбирают музыкальное сопровождение. Родители, видя успехи своего ребенка, стали более часто и охотнее использовать полученные знания и умения в домашних театрах и авторских постановках. С нашими воспитанниками мы часто выступаем на городских детских творческих концертах, фестивалях, конкурсах. Неоднократно были участниками городских торжественных мероприятий. Родители имеют возможность познакомиться с нашей работой, посетить утренники в детском саду, фольклорные казачьи праздники и концерты, с которыми наши дети часто выступают в ДК п. Октябрьский г. Новочеркасска. Большим достижением нашего коллектива, воспитанников и родителей стало участие в участие в зональном фестивале казачьего фольклора "Играет песня над Доном", который проходил в станице Старочеркасской. И хоть наши казачата только пока в подготовительной группе детского сада, но удаль казачью показали от души! Пели и танцевали с огоньком и задором! А наши педагоги им в этом помогали! Наш фольклорный ансамбль «Лазорик» представил вниманию инсценированные песни: "Ой, на горе калина" и "Из-под горочки туманик выходил". Проведение казачьих фольклорных спектаклей и праздников способствует не только приобщению детей к музыкальному искусству Донского края, но и дает уникальную возможность помочь детям раскрыть и развить социальную креативность, столь важную для современного человека, освобождает ребенка от закомплексованности, дает ему ощущение своей особенности, приносит массу радостных минут и огромное наслаждение. 3. Механизмы реализации опыта по использованию регионального компонента в системе работы МБДОУ детского сада №27 Развитие направлений деятельности МБДОУ детского сада базируется на анализе имеющихся ресурсов и потенциала образовательного учреждения. Перспективой нашей деятельности мы увидели в создании ресурсного этнокультурного педагогического центра, работа которого подразумевает: 1. Функциональные направления деятельности: - образовательное (освоение современных образовательных технологий); - научно-методическое; - информационное; Через: - повышение квалификации и уровня творческого саморазвития педагогов; - взаимодействие с семьями воспитанников; - инновационную деятельность. 2. Развитие социального партнерства: - разработка и согласование проектов по развитию социального партнерства - разработка целевых проектов по внедрению инноваций в детском саду № 27:  Использование нетрадиционных форм работы с семьей в детском саду»  «Интерактивные формы работы с родителями в рамках этнокультурного (казачьего) воспитания дошкольников» 3. Аналитическая деятельность по изучению потребности образовательных услуг: - исследование запросов потребителей образовательных услуг; - обеспечение детских садов-участников информационными данными. 4. Профессиональная деятельность - создание консультационного центра; Консультационный пункт, созданный на базе нашего детского сада, оказывает помощь родителям, чьи дети не посещают детский сад в рамках психолого-педагогического сопровождения. Родители могут получить практическую помощь заведующего, старшего воспитателя, учителей-логопедов, педагога-психолога, музыкального руководителя, инструктора по физической культуре и воспитателей. - установление целевого взаимодействия с другими дошкольными учреждениями; - расширение доступа к информации о нашем опыте работы через размещение ее на сайте ресурсного центра. 5. Продвижение сетевого опыта Коллектив нашего детского сада тесно сотрудничает с: Казачьим Драматическим театром им. В.Ф. Комиссаржевской; Казачьим обществом станицы "Ново-Баклановская". В рамках взаимодействия есть хорошая традиция. Это обряд «Посвящение в казачата» очередного поколения малышей, воспитанников МБДОУ. Готовя смену будущего казачества, мы проводим казачий круг, выбираем атамана в каждой группе, начиная с 4-х лет. Мы тесно сотрудничаем с Домом-музеем "Атаманский дворец" г. Новочеркасска и Казачьим Эколого-биологическим центром г. Новочеркасска. Проводим совместные занятия и обрядовые праздники. В рамках взаимодействия с родительской общественностью и социумом наши воспитанники и педагоги с удовольствием принимают участие в детских фольклорных праздниках и концертах, которые мы проводим на сцене Дома культуры микрорайона Октябрьский г. Новочеркасска. «Покровские гуляния в станице Ново-Баклановской», «Широкая масленица в станице Ново-Баклановской», «Вербочка пушистая», «Пасхальный перезвон» - это те мероприятия, которые уже неизменно организуются каждый год. Модель методического ресурсного этнокультурного педагогического центра МБДОУ детского сада №27 4. Диссеминация инновационного педагогического опыта в рамках реализации регионального (казачьего компонента). Публикации. Муниципальный уровень 1. Статья: Создание условий для приобщения детей к традициям Донского казачества» Автор Склярова В.Д. заведующий МБДОУ http://donday-novocherkassk.ru/v-novocherkasske-sostoyalas-pokrovskaya-yarmarka.html Региональный уровень 1. Создание единого образовательного пространства ДОО на основе регионального компонента. Корчаловская Н.В., Склярова В.Д., Каплина В.Н. Учебно-методическое пособие «Разработка и реализация регионального компонента содержания дошкольного образования в соответствии с ФГОС ДО. Издательство ГБОУ ДПО РО РИПК и ППРО, 2016 год. 2. Сборник Программно - методическое обеспечение образовательной области «Физическое развитие» в ДОУ. Рабочая программа «Физическое развитие детей дошкольного возраста (3-7лет)». «Использование регионального компонента в системе физического развития. Сысоева Н.Н., инструктор по физической культуре». Издательство ГБОУ ДПО РО РИПК и ППРО, 2017 год 3. Сборник Развитие музыкальных способностей и творческого потенциала дошкольников в условиях реализации ФГОС дошкольного образования. Музыкальный руководитель Галактионова Е.В., издательство ГБОУ ДПО РО РИПК и ППРО, 2017 год. 4. Парциальная образовательная программа по приобщению дошкольников к культуре и традициям Донского края « В краю Тихого Дона» (в 2-х частях) под общей ред. Л.А. Баландиной. Авторы-составители: Галактионова Е.В., Каплина В.Н., Муравьёва О.Ю., Склярова В.Д., 2017 год Всероссийский уровень 1. Публикация в электронном журнале «Пятое измерение» Статья: «Развитие конструктивного взаимодействия с семьями воспитанников через оптимизацию детско-родительских отношений в процессе деятельности Казачьего семейного театра». 2. Статья» Реализация казачьего компонента в содержании регионального образования», Каплина В.Н. в сборнике «Актуальные проблемы развития теории и практики дошкольного образования». Всероссийская научно-практическая конференция заключительного этапа VIII Всероссийского профессионального конкурса «Воспитатель года России», 9 ноября 2017 года Москва, 2018 г. Проведение мероприятий с детьми, родителями педагогами. Муниципальный уровень: 1. Городские Конференции для родителей 2. Проведение детских фольклорных праздников в рамках сетевого взаимодействия с социумом и родительской общественностью 3. Городские методические объединения, тематические недели 4. Городской конкурс профессионального мастерства «Учитель года Дона» 5. Городские августовские конференции педагогических работников 6. Расширенные заседания Совета казачьих атаманов г. Новочеркасска 7. Подготовлены и проведены городские семинара-практикума по проблемам: Создание условий для нравственно-патриотического воспитания дошкольников, посредством изучения традиций и обычаев Донских казаков Создание условий для реализации новых подходов к организации содержания образовательного процесса на основе регионального компонента. «Изучение культурных традиций, фольклора, как условие для формирования социальной креативности дошкольников» 8. Участие в городских конкурсах детского творчества «Радуга талантов», Кроха» Региональный уровень 1. Представление опыта работы в проведении семинара-практикума с участием образовательных учреждений со статусом «казачье» (ст. Бессергиневская) по теме: «Сохранение и развитие духовно-нравственных традиций казачества в системе образования Ростовской области» 2. Подготовка и проведение областных семинаров по проблемам: Организация совместной деятельности с детьми по формированию познавательного интереса и бережного отношения дошкольников к растительному и животному миру Донского края. «Этнокультурное воспитание дошкольников средствами реализации регионального компонента содержания и интерактивных форм в системе деятельности (казачьего) ДОУ» в рамках проекта партии «Единая Россия» «Детские сады - детям». «Реализация казачьего компонента в содержании регионального образования посредством технологии проектной деятельности» 2. Участие в областном этапе Всероссийского конкурса «Казачий круг» Диплом за высокий уровень исполнительского мастерства дошкольников 3. Участие детского фольклорного ансамбля «Лазорик» в областном фестивале в ст. Старочеркасской . Дипломом за участие в фестивале казачьей песни «Играет песня над Доном». Всероссийский уровень Представление опыта работы на Всероссийском семинаре по казачьему образованию в г. Новочеркасске. Нами был представлен опыт работы по проблеме: «Реализация казачьего компонента в содержании регионального образования МБДОУ детского сада №27 (область «Физическое развитие»» в рамках реализации вариативной части Основной образовательной программы «В краю Тихого Дона»). Перспективы совершенствования своей деятельности данном направлении видим в следующем: Повышение уровня профессиональных компетенций педагогов- участников инновационного проекта. Увеличение степени удовлетворенности родителей качеством предоставляемых образовательных услуг. Увеличение эффективности реализации Программы развития ДОУ и создание условий образовательной значимости детского сада для воспитанников и их родителей, потенциальных социальных партнеров. Повышение конкурентоспособности образовательной организации на рынке образовательных услуг. Социальные эффекты успешной реализации инновационных проектов по реализации регионального компонента видам в следующем: Развитие социальной креативности и успешной социализации выпускников ДОУ при переходе в школу. Повышение социального статуса ДОУ. Развитие и совершенствование профессиональной компетентности педагогов по использованию интерактивных технологий в работе с детьми, их родителями, а так же по вопросам внедрения новых форм по реализации регионального компонента в образовательный процесс. Оптимизация различных форм и методов взаимодействия с уже имеющимися социальными партнёрами, родительской общественностью, поиск новых социальных партнёров для более успешной реализации проекта. Еще одним направлением деятельности педагогического коллектива нашего детского сада является создание условий для детей раннего возраста, начиная с 2 месяцев в связи с реализацией основных положений Указов президента Российской Федерации В.В. Путина об обеспечении доступности дошкольного образования для детей раннего возраста. Работа в рамках реализации проекта Федеральной сетевой инновационной площадки по теме: «Научно - методическое и организационно - педагогическое сопровождение деятельности дошкольных образовательных организаций, внедряющих комплексную образовательную программу «Теремок» для детей от двух месяцев до трёх лет. 1. Концепция инновационного опыта: ведущая идея, цель, задачи в контексте стратегий модернизации образования Ранний возраст признан особо важным периодом в развитии ребенка, который Е. О. Смирнова называет «возрастом нераскрытых резервов». Как подчеркивал Л. С. Выготский, ранний возраст «сензитивен во всем». Именно в этот период развитие ребенка исключительно зависимо от социальных условий его жизни. В то же время значительное количество современных детей до трех лет находится в зоне риска по неблагополучию психического, социального, нервно-психического развития. Находясь вне системы дошкольного образования, они не попадают вовремя в поле зрения специалистов и не получают необходимой ранней помощи, которая позволила бы оптимизировать их развитие. Работа нашего коллектива в рамках реализации инновационного проекта, направлена создание условий для обеспечения психофизического благополучия детей раннего возраста на основе оптимизации детско-родительских отношений путем использования игровых технологий и методов. Цель: Создание условий для реализации современных подходов к проектированию интегрированного содержания различных видов детской деятельности через внедрение комплексной образовательной программы «Теремок» и системы эффективного методического сопровождения педагогов ДОУ, работающих в группах раннего возраста, а также родителей воспитанников. Задачи: 1. Способствовать успешной адаптации детей раннего возраста при поступлении их в ДОУ. Достижение целевых ориентиров в раннем возрасте в соответствии с ФГОС ДО. 2. Оказывать консультативную психолого-педагогическую помощь родителям по вопросам воспитания и обучения детей раннего возраста с целью профилактики детской агрессии, бесконфликтного и безопасного поведения в адаптационный период перехода из семьи в организацию. 3. Создать систему сопровождения педагогических работников, работающих с детьми раннего возраста. 2. Разработка и внедрение системы методического и организационно-педагогического сопровождения для реализации комплексной основной образовательной программы «Теремок» в условиях вариативного образования детей младенческого и раннего возраста. 1 этап работа с родителями . Инструментами сопровождения родителей и педагогов по данному направлению в стали: 1. Разработка и реализация программ: «Школа успешного родительства» Программа включает в себя два раздела: 1 раздел «Сообщество заботливых родителей» для родителей детей младшего возраста (2 мес.-3 года). 2 раздел «Содружество любознательных родителей» для родителей детей среднего и старшего дошкольного возраста (4-7 лет). В каждом разделе определены цель, задачи и три блока мероприятий с родителями с примерным планированием: блок - информационно-просветительский; блок - эффективное сотрудничество педагогов детского сада и семьи; блок - консультативно-профилактический. Новизна и практическая значимость программы выражается в том, что ее реализация способствует созданию единой образовательно-воспитательной среды в дошкольном учреждении и семье. Применяя дифференцированный подход, учитывая социальный статус, микроклимат семьи, родительские запросы и степень заинтересованности родителей деятельностью МБДОУ, повышать культуру педагогической грамотности семьи через развитие компетентности повышается заинтересованность родителей, ответственность за воспитание детей в условиях семьи на основе использования обновленных форм взаимодействия. Родители являются активными участниками реализации основной общеобразовательной программы дошкольного учреждения, для которых целевым ориентиром является формирование социального портрета ребенка дошкольника и возрастает степень доверия и уважение к работникам дошкольного учреждения, которое ведет к продвижению имиджа детского сада. Цель программы: Создание целостной системы сотрудничества и взаимодействия дошкольного учреждения и семьи, обеспечивающей единство образовательных и воспитательных воздействий в процессе воспитания дошкольника через освоение системы психолого-педагогических знаний. Задачи: 1. Повысить уровень психолого-педагогической культуры родителей через их привлечение к участию в теоретических и практических мероприятиях. 2. Поднять степень осознанности родителями своих прав и обязанностей за создание оптимальных условий для воспитания и развития ребенка в семье. 3. Расширять воспитательный потенциал семьи средствами совершенствования научных и практических навыков и умений воспитания детей. 4. Привлекать родителей к активному участию в образовательно-воспитательном процессе через внедрение инновационных форм в практику работы с семьей. Объекты программы: Семьи воспитанников, посещающих наш детский сад, семьи, попавшие в трудную жизненную ситуацию. Механизм реализации задач программы осуществляется через: мониторинг и определение перспектив; установление партнерских взаимоотношений педагогических работников, родителей, создание единого социокультурного пространства; определение интерактивных форм работы с семьей; определение эффективных способов взаимодействия; психолого-педагогическое сопровождение родителей, вовлечение родителей в педагогическое образование; привлечение родителей к активному участию во всех мероприятиях детского сада Ожидаемые результаты реализации программы повышение родительской компетентности в вопросах благополучного воспитания и развития своего ребенка; осознание родителями значимости своей педагогической деятельности, актуализация позиции родителей, которая способна оказать влияние на формирование личности ребенка дошкольного возраста; максимальная включенность родителей в воспитательно-образовательный процесс МБДОУ; обобщение результатов работы, формулировка выводов, прием управленческих решений; обобщение и распространение педагогического опыта в рамках сетевого взаимодействия между детскими садами города, размещение материалов проекта на сайте детского сада; публикация материалов из опыта работы; маркетинг созданной системы. Творческой группой детского сада разработана программа «Шагаем навстречу» для обеспечения организации игровой деятельности ребенка раннего возраста с целью создания условий для обеспечения психофизического благополучия детей раннего возраста на основе оптимизации взаимодействия педагогов и детско-родительских отношений. Новизна и практическая значимость программы заключается в том, что в данном пособии представлены организационные и методические вопросы деятельности для обеспечения психофизического благополучия детей раннего возраста на основе развития игрового взаимодействия родителей и ребенка. Программа составлена с учетом современных исследований развития ребенка раннего возраста и специфики детско-родительских отношений родителей с детьми до 3 лет. Комплексно-тематическое планирование отражает содержание взаимодействия специалистов разного профиля с ребенком раннего возраста и его родителями на основе принципа интеграции видов деятельности и задач работы с детьми и их родителями. Цель программы: создание условий для обеспечения психофизического благополучия детей раннего возраста на основе оптимизации детско-родительских отношений путем использования игровых технологий и методов Задачи программы: содействовать установлению продуктивных контактов ребенка с ок-ружающим миром, действуя вместе со взрослым и самостоя¬тельно; развивать у детей интерес к играм и игрушкам, игровые умения и навыки, формы игрового взаимодействия со взрослы¬ми и сверстниками; стимулировать психическое развитие ребенка посредством игр с разными видами игрушек; обеспечить профилактику проблем развития у детей, раз¬витие их адаптационных возможностей; создать условия для развития детско-родительских от¬ношений на основе их содержательного игрового взаимодействия посредством психолого-педагогического просвещения, социально-психологического обучения и консультирования родителей. Объекты программы: Дети раннего возраста, родители воспитанников, посещающих детский сад № 27 города Новочеркасска, воспитатели и специалисты МБДОУ детского сада. Программа включает следующие разделы: 1. Адаптационные игры 2. Игры, направленные на сенсорное развитие. 3. Игры, направленные на развитие предметно-манипулятивной деятельности. 4. Игры, направленные на развитие речи и профилактику ре¬чевых нарушений. 5. Игры, направленные на ознакомление с окружающим. 6. Игры, направленные на физическое развитие. 7. Сюжетные игры. 8. Игры, направленные на социальное развитие. 9. Игры-развлечения, музыкальные игры. Содержание разделов дифференцируется в соответствии с воз¬растом детей при составлении комплексно-тематического планирования, в подборке игр и игрушек. Комплексно-темати¬ческое планирование предполагает обеспечение на основе ис¬пользования игр и игрушек, создания игровых ситуаций, интегрирование, как детских видов деятельности, так и задач работы специалистов с детьми и родителями. Ожидаемый результат: социализация ребенка раннего воз¬раста на основе оптимизации семейной микросреды, детско-родительских отношений в процессе продуктивного игрового взаимодействия родителей с детьми. 3. Механизмы реализации инновационного проекта. 2 этап непосредственная работа детьми. В соответствии с целью Программы «Теремок» вся наша работа направлена на создание мотивирующей образовательной среды для освоения ребенком социокультурного опыта по вектору амплификации развития с учетом его возрастных возможностей, индивидуальных особенностей и образовательного запроса его семьи. Моделирование организации образовательного процесса с использованием материалов программно-методического комплекса «Теремок» Процесс привыкания ребенка к детскому саду довольно длительный и связан со значительным напряжением всех физиологических систем детского организма, а так как адаптивные возможности ребенка в раннем возрасте ограничены, резкий переход в новую социальную ситуацию и длительное пребывание в стрессовом состоянии могут привести к эмоциональным нарушениям или замедлению психофизического темпа развития. Дошкольная образовательная организация является тем педагогическим учреждением, которое может и должно дать родителям квалифицированные рекомендации по подготовке ребенка к условиям общественного воспитания. Именно поэтому в нашем детском саду была разработана модель адаптации детей раннего возраста при поступлении в детский сад, а также комплекс мероприятий по предупреждению дезадаптации детей, который направлен на более безболезненное привыкание к детскому саду и будет формировать положительное отношение к нему. Цель: создание условий для наиболее комфортной адаптации ребенка раннего возраста к дошкольному образовательному учреждению через моделирование условий и использование методов, помогающих малышам быстрее приспособиться к условиям детского сада. Задачи: определить комплекс социально-педагогических условий в период адаптации; выявить основные направления организации процесса взаимодействия всех педагогов ДОУ, включая специалистов и родителе детей раннего возраста; выявить специфические особенности деятельности воспитателя по стимулированию процесса адаптации ребенка раннего возраста к ДОУ; апробировать разработанную модель адаптации ребенка раннего возраста к ДОУ. Предполагаемые результаты по реализации модели: координация целенаправленных действий педагогов детского сада № 27 по созданию комфортной образовательной и развивающей предметно-пространственной среды на основе развития навыков взаимодействия детей друг с другом и с учетом возрастных и индивидуальных особенностей каждого ребёнка; создание открытой системы взаимодействия всех участников образовательного процесса в детском саду; повышение профессиональной компетенции сотрудников ДОУ по вопросам адаптации детей раннего возраста; построение партнёрских, доверительных отношений между педагогами и семьями воспитанников, повышение коммуникабельности между родителями; увеличение доли детей, прошедших адаптацию к детскому саду в лёгкой степени. Разработчики модели: старший воспитатель; воспитатели группы раннего возраста. Продолжительность: Адаптационный период В рамках создания оптимальных условий, необходимых для успешной адаптации детей младшего возраста воспитателем Крыниной А.Н., старшим воспитателем Каплиной В.Н., под руководством заведующего , Скляровой В.Д., была разработана рабочая программа «Организация психолого – педагогического сопровождения детей 3-4 лет в период адаптации к дошкольному образовательному учреждению при переходе из первой младшей во вторую младшую группу». Цель программы: создание оптимальных условий, необходимых для успешной адаптации, полноценного физического и психического развития, эмоционального и социального благополучия ребенка 3-4 лет при переходе из первой младшей во вторую младшую группу. Исходя из цели данной программы, предусматривается решение следующих задач. Задачи программы: преодоление стрессовых состояний у детей раннего возраста в период адаптации за счёт снятие эмоционального и мышечного напряжения, снижение импульсивности, излишней двигательной активности, тревоги, агрессии; развитие навыков взаимодействия детей друг с другом, игровых навыков, а так же произвольности поведения. повышение квалификации педагогов ДОУ по вопросам адаптации детей младшего дошкольного возраста; формирование активной позиции родителей по отношению к процессу адаптации детей. Новизна программы заключается в том, что расширено взаимодействие дошкольного образовательного учреждения и семьи. За счет активного участия родителей в образовательном процессе в адаптационный период. Особенности реализации программы. Индивидуальное сопровождение осуществляется при тяжелой степени адаптации ребенка к условиям новой группы. Работа строится по результатам мониторинга, исходя из конкретной ситуации (трудностей у ребенка, эмоциональных проявлений, поведенческих реакций). Обязательно сотрудничество с взрослыми (консультирование педагогов, родителей). Программа разработана на основе содержательного раздела основной общеобразовательной программы детского сада ведущей целью которой является создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства и с учетом перечня методической литературы, используемой в работе с детьми второй младшей группы а так же программы Роньжиной А.С. «Занятия психолога с детьми 2–4-х лет в период адаптации к дошкольному учреждению». Предполагаемый результат. раннее выявление проблем в период адаптации детей; создание специально организованной образовательной среды; повышение психолого-педагогической грамотности педагогов и родителей по вопросам адаптации; легкую степень адаптации детей к условиям новой возрастной группы, сохранение и укрепление психического и физического здоровья детей. Модель образовательной среды группы раннего возраста МБДОУ детского сада № 27 Образовательная среда ДОУ воздействует на результаты образовательного процесса, характер межличностных отношений, развитие каждого дошкольника Образовательная среда — это комплекс условий, которые обеспечивают развитие детей в дошкольном учреждении. Развивающая образовательная среда ДОУ состоит из следующих компонентов: — взаимодействие участников педагогического процесса; — развивающая предметно-пространственная среда; — содержание дошкольного образования. 1. Взаимодействие участников педагогического процесса — это согласованная деятельность педагога, воспитанников и родителей по достижению совместных задач и результатов. 2. Развивающая предметно-пространственная среда – это составная часть образовательной среды. Она представлена образовательным оборудованием, материалами, мебелью, инвентарем, играми, игрушками и др. 3. Содержание дошкольного образования – это система знаний, умений и навыков, мировоззренческих и нравственно-эстетических идей, а также элементов социального, познавательного и творческого опыта Все компоненты образовательной среды дошкольного учреждения взаимосвязаны и взаимообусловлены. Современная образовательная среда неотделима от инновационных форм и методов работы, требует от педагога кардинально иной профессиональной компетентности. Обусловлено это не только социальным заказом, обращенным к ДОУ, предполагающим максимальное раскрытие личностных качеств каждого дошкольника, но и необходимостью развития у педагога ДОУ соответствующего педагогического мышления. С целью создание условий для развития детей раннего возраста в различных видах деятельности с учётом возрастных, физиологических и индивидуальных особенностей в рамках инновации , нами была разработана следующая модель. Предполагаемые результаты по реализации модели: Координация целенаправленных действий педагогов и родителей детей раннего возраста МБДОУ детского сада по: обеспечению достижения целевых ориентиров в раннем возрасте (к трем годам ребенка); обеспечению здоровья и безопасности детей раннего возраста; созданию успешной ситуации социального развития ребенка раннего возраста. 4. Систематизация инновационного педагогического опыта в рамках внедрения комплексной образовательной программы «Теремок» для детей от двух месяцев до трёх лет. Первый год работы На муниципальном уровне 1. Представление опыта работы в рамках городского постоянно действующего семинара по апробации и внедрению комплексной образовательной программы «Теремок» для детей от двух месяцев до трёх лет по темам: Организация жизнедеятельности детей в образовательном пространстве ДОО. Представление режима дня, соответствующего задачам и содержанию программы «Теремок» Организация деятельности ДОУ в адаптационный период Представление модели адаптации детей раннего возраста. Интегрированное планирование образовательной деятельности в группе раннего возраста на основе содержания программы «Теремок» - представление планирования и рабочей программы воспитателя. 2. Городское методическое объединение для воспитателей групп раннего и младшего возраста, городская тематическая неделя. Представление рабочей программы воспитателя «Организация психолого – педагогического сопровождения детей 3-4 лет в период адаптации к дошкольному образовательному учреждению при переходе из ясельной группы во вторую младшую». Перспективы совершенствования своей деятельности данном направлении видим в следующем: 1. Создание методического банка по распространению и внедрению опыта работы в рамках внедрения комплексной образовательной программы «Теремок» для детей от двух месяцев до трёх лет 2. Повышение профессиональной компетентности педагогов ДОУ по основным направлениям модернизации образования детей от двух месяцев до трех лет. 3. Разработка образовательной модели работы с детьми раннего возраста по образовательным областям в соответствии с ФГОС ДО, отражающей этнокультурные особенности и традиции региона. Ожидаемые результаты (конкретные тиражируемые продукты инновационной деятельности): Внедрен в практику работы педагогов ДОУ программно-методический комплекс «Теремок» для организации качественного образования детей младенческого и раннего возраста. Созданы условия для реализации современных подходов к проектированию интегрированного содержания различных видов детской деятельности через внедрение комплексной образовательной программы «Теремок». Определены направления совершенствования педагогического мастерства коллектива ДОУ и оптимизированы детско - родительские отношения в целях эффективной реализации разработанной модели и содержания программно-методического комплекса «Теремок» Заключение. На данном этапе работы достигнута основная задача всех педагогов, работающих с детьми раннего возраста в МБДОУ детском саду № 27: оптимизирована работа по моделированию образовательной среды, которая позволяет детям раннего возраста проявить творческие способности, познавать способы образного воссоздания мира и языка искусств, реализовывать познавательно-эстетические и культурно-коммуникативные потребности в свободном выборе. Для детей возраста раннего возраста развивающая предметная среда построена с учетом таких новообразований данной категории детей, как активное овладение речью и накопление словарного запаса, формирование основных мыслительных процессов, сенсорное развитие, изменения в характере игровой деятельности. Наша среда способствует формированию познавательной, речевой, двигательной и творческой активности. В направлении работы с родителями на данном этапе: Оптимизировались детско-родительские отношения, родителям оказана действенная помощь в воспитании детей до трех лет Родители получили представление о целевых ориентирах образования в младенческом и раннем возрасте Родители имеют представление: об особенностях и факторах риска психофизического развития детей раннего возраста; об эффективных способах и формах игрового взаимодействия с детьми; о видах игрушек и игр, их развивающем, обучающем и воспитательном потенциале; создавать игровую среду в соответствии с возрастом и интересами ребенка; об эффективной организации игрового взаимодействие с ребенком; о руководстве самостоятельной игрой и организации игр со сверстниками; об использовании игровых ситуаций в целях развития, обучения и воспитания ребенк