на главнуюнаписать намкарта сайта


Статьи Топики Разговорник Библиотека

Аналитика

Обсудить статью на форуме

Ваш ход, или поле для игры в английские времена с высоты птичьего полета

– Пешка, как ты знаешь, первым ходом прыгает через клетку. Так что на третью клетку ты проскочишь – на всех парах – на паровозе, должно быть, – и тут же окажешься на четвертой. – Там ты повстречаешь Tруляля и Траляля… Пятая клетка залита водой, а в шестой расположился Шалтай-Болтай… седьмая клетка вся заросла лесом… – …Совсем как на уроке географии, – подумала Алиса, поднимаясь на цыпочки, чтобы заглянуть подальше.

Льюис Кэрролл «Сквозь зеркало и что там увидела Алиса, или Алиса в Зазеркалье» (перевод Н.М.Демуровой)

 

Если бы Алиса, попав в мир Зазеркалья, могла увидеть поле для игры в шахматы с высоты птичьего полета, королеве не пришлось бы ей объяснять, что находится на одной клетке, а что – на другой. Правда, сказка потеряла бы от этого долю своей непредсказуемости и «безумия».

Кстати, думаю, игра гигантскими уличными шахматами в высоту человеческого роста имеет свою специфику и по-своему «безумна» именно из-за того, что «доска» не видна вся целиком и расстановку фигур труднее оценить.

В положении игрока гигантскими шахматными фигурами, которые еще и заслоняют друг друга, оказываются многие начинающие изучать английский язык. Уже изучены английские времена, есть представление о том, как они образуются, какое они имеют значение, но поле для игры видно только «с земли», и «играющий» не всегда четко представляет себе, что находится на соседних клетках и далеко ли до края «доски». Из-за этого возникают проблемы и с определением времени в прочитанном и услышанном предложении, и с выбором времени при самостоятельным конструировании предложений.

Именно тому, как попытаться увидеть систему изменения английского глагола «с высоты птичьего полета» и научиться делать уверенные «ходы» на поле для игры в английские времена, и посвящена эта статья.

Шахматная доска и английский глагол

На том этапе изучения языка, когда английские времена уже изучены, но еще «не уложены», о них еще нет системного представления, многие из раза в раз делают одну и ту же ошибку при определении времени прочитанного или услышанного предложения. Часто на вопрос «Какое это время?» изучающий отвечает называнием какой-то одной характеристики, видимо, той, которая первая бросилась в глаза, например:
- We were smelling flowers. Какое это время?
- Past.

Или:
- He is joking. Какое время?
- Continuous.

Кажется, что это просто формальная ошибка. Если задать дополнительный вопрос, то, скорее всего, можно получить адекватный и правильный ответ. Но такой «однобокий» ответ свидетельствует о том, что и представление о форме глагола – тоже «однобокое». Грамматическое время – это комплекс значений, и если эти значения существуют разрозненно, то определение времени глагола надолго останется только формальным упражнением, а грамматический смысл глагола, равно как и смысл всего предложения, будет долго собираться по частям – и, вероятно, с потерями.

Чтобы представить себе, насколько важно «схватывать» сразу все временные характеристики глагола, давайте сравним привычную для всех таблицу глагольных грамматических форм с шахматной доской. Или, если кому-то это ближе и роднее, например, с игрой в морской бой.

Посмотрите на шахматную доску ниже, представьте, что у вас в руке ладья и вам нужно поставить эту ладью точно на ту клетку, на которую я вам скажу. Итак, поставьте ладью на клетку B.

Достаточно ли в моей просьбе информации, чтобы вы поставили фигуру на ту самую клетку, на которую мне хочется, чтобы вы ее поставили? Не достаточно, так как перед вами восемь клеток B. Конечно, вы можете поставить ладью на любую из них, но только в одном из восьми случаев вы угадаете. Для того чтобы поставить ладью именно на «ту самую» клетку, нужно знать еще и вторую характеристику клетки – цифру.

Поставьте ладью на клетку B7.

Теперь вы можете уверенно поставить фигуру, так как на доске есть только одна клетка с таким «названием».

То же и с определением клетки, на которой стоит ладья.

Чтобы передать кому-то, на какой клетке стоит фигура, вы назовете сразу две характеристики клетки: F6. Другими словами, вам нужно знать и вертикальный, и горизонтальный ряд, на котором находится ладья.

Все это, конечно, очевидные вещи, однако непонимание того, что те же самые правила действуют и при игре «в английские времена», приводит к бессистемному представлению о формах глагола и значительно тормозит как восприятие устной и письменной речи, так и самостоятельное говорение. Если кто-то, определяя форму глагола, говорит “Continuous” или “Past”, он делает ту же самую ошибку, какую сделала я, попросив вас поставить фигуру на клетку B.

Доска для игры в английские времена

Итак, давайте нарисуем «доску» для игры в английские времена. Забегая вперед, признаюсь, что в результате у нас получится тривиальная таблица форм глагола, однако взгляд на нее, а также на то, как на ней делать самостоятельные «ходы», надеюсь, будет уже несколько иным.

Для начала давайте определимся с горизонталями нашей доски. Их будет три: “Present”, “Past” и “Future”.

Present  
Past  
Future  

Сочиним про нас предложение и найдем, где мы находимся в таблице.
We live in the greatest country.
Мы находимся в верхней строке, Present, нашей доски.

Present *
Past  
Future  

We were children some years ago.
Мы находимся в средней строке, Past, нашей доски.

Present  
Past *
Future  

Однако этого недостаточно для определения формы английского глагола. Это все равно что при игре в шахматы прочертить горизонтали и не прочертить вертикали.

На нашей доске тоже нужны вертикали, или «столбики». Пока остановимся на трех: Simple, Continious, Perfect.

  Simple Continuous Perfect
Present      
Past      
Future      

Теперь на нашей доске тоже есть клетки, которые мы можем с легкостью назвать. Когда мы их будем называть, у нас получатся названия английских времен:

  Simple Continuous Perfect
Present Present Simple Present Continuous Present Perfect
Past Past Simple Past Continuous Past Perfect
Future Future Simple Future Continuous Future Perfect

Сейчас мы с вами не будем останавливаться на значениях, особенностях употребления и способах образования времен, это темы для отдельного разговора. Поэтому вспомним самые общие сведения об этих формах глагола и приведем примеры, но не будем их комментировать. Для большей аналогии с шахматной доской, обе характеристики клеток которой названы (цифра и буква), условно назовем и наши ряды: вертикальные, столбики, – «Временем» (Когда?), а горизонтальные, строки, – «Действием» ( Каков характер?).

Действие/Время Simple
«Простое», регулярное.
Continuous
Продолженное
Perfect
Совершенное
Present
Настоящее
Инфинитив без to (+ s)
Do…? Does…?
don’t, doesn’t

He jokes.
Does he joke?
He doesn’t joke.
to be + …ing
am
is
are

He is joking.
have/has + 3-я форма

He has joked
Past
Прошедшее
…ed (2-я форма)
Did…?
didn’t

He joked.
Did he joke?
He didn’t joke.
to be + …ing
was
were

He was joking.
had + 3-я форма
He had joked.
Future
Будущее
shall/will + инфинитив без to

He will joke.
shall/will +be + …ing

He will be joking.
shall/will + have + 3-я форма

He will have joked.

Давайте опять сочиним про нас предложение и определим, на какой клетке нашей доски мы находимся.
We cried yesterday.

Определяем строку: Past. Определяем столбик: Simple. Ставим нашу воображаемую фигуру на доску. Называем клетку: Past Simple.

  Simple Continuous Perfect
Present      
Past *    
Future      

We are smiling now.
Определяем строку: Present. Определяем столбец: Continuous. Present Continuous.

  Simple Continuous Perfect
Present   *  
Past      
Future      

Имея перед глазами таблицу, или «доску», и ставя перед собой задачу отметить «клетку», на которой мы находимся, мы уже не сможем ошибиться и определить только строку или только столбец.

Конечно, вы определяете форму глагола по тем же признакам, по каким и раньше, ничего нового к самому английскому глаголу такой «шахматный» взгляд не добавляет. Однако для понимания грамматического смысла глагола важно не складывать каждый раз его характеристики, а представлять их сразу, комплексно, как единое целое, а также представлять, каким формам определяемая вами форма противопоставлена, другими словами, каждый раз при определении времени иметь четкое представление о том, «какие они, времена, еще бывают». Именно в этом случае ваши знания о формах английского глагола будут становиться системными, и вам станет легче выбирать среди множества времен необходимое и применять знакомые вам формы.

Иными словами, грамматический смысл предложения часто бывает трудно сразу «поместить на нужную полочку», а вот поместить его в нужную клеточку – очень даже возможно.

Уточню, что такую «доску» мы с вами нарисовали не для того, чтобы раз и навсегда уяснить для себя систему времен, а для того, чтобы вы рисовали ее каждый раз, когда вы имеете дело с английскими временами. Набросать такую табличку довольно просто, а помощь от нее можно получить вполне ощутимую. Каждый раз она вас будет направлять для нужного и корректного «хода» в вашей английской партии и заменять формальное называние формы глагола, которое, на самом деле, призвано служить именно систематизации ваших знаний.

А у нас будут – полоски!

На шахматной доске есть белые и темные клетки, а мы на своей доске нарисуем светлые и темные полоски.

До сих пор речь шла только об активном залоге. Пора добавить и пассивный залог. Делим каждую строку на две: светлую и темную, актив и пассив.

  Simple Continuous Perfect
Present active      
passive      
Past active      
passive      
Future active      
passive      

Давайте опять сочиним про нас предложение и определим, где мы находимся.
We were born some years ago.

Определяем строку: Past. Определяем столбец: Simple. Определяем, на светлой или темной клетке мы находимся: на темной, Passive. Past Simple Passive.

  Simple Continuous Perfect
Present active      
passive      
Past active      
passive *    
Future active      
passive      

Очередность определения характеристик клетки может быть разная, все зависит от того, как вы лично видите грамматические формы и что быстрее определяете. На самом деле чаще определение идет в таком порядке: Пассив/Актив, Время, Действие. И это неслучайно: сначала опознается грамматическая форма в целом («это актив», «это пассив»), затем уточняется время, а уже затем характер действия).

Расширяем доску

Для наглядности и простоты я упростила таблицу. Однако к ней прилагается еще один столбец и еще одна строка: Perfect Continuous и Future in the Past. Если вы готовы к тому, чтобы употреблять эти времена, расширьте свою таблицу и добавьте к ней столбец и строку.

  Simple Continuous Perfect Perfect Continuous
Present active        
passive        
Past active        
passive        
Future active        
passive        
F. in the Past active        
passive        

Так как и Perfect Continuous, и Future in the Past являются своего рода «гибридами», вы можете для наглядности поместить их между соответствующими столбцами и строками.

А в этой статье – для простоты объяснения – я остановлюсь на доске из девяти полей, умноженных на два (актив и пассив).

Передвижение по клеткам

Глядя на таблицу, вы не ошибетесь, трансформируя предложение и меняя время или характер действия.

Если вы хотите изменить только характер действия, значит, вам нужно передвигаться только по горизонтали, т.е. поменять столбик, но остаться в той же строке.

Например, вот исходная фраза:
I teach him.

Вы задались целью поменять характер действия и заменить «регулярное» действие на «продолженное», другими словами, заменить Simple на Continuous.

Для этого вы должны продвинуться по горизонтали, не передвигаясь по вертикали (ведь вы меняете только характер действия):

  Simple Continuous Perfect
Present active *1 *2  
passive      
Past active      
passive      
Future active      
passive      

I’m teaching him.

Особенно такая таблица бывает актуальна, если нужно заменить Simple на Perfect: «Я учу его» на «Я научил его» («Теперь я есть научившая его», «Теперь он есть наученный мной»). Русский язык склоняет нас использовать для этого прошедшее время, так как в русском языке не может быть глагола совершенного вида настоящего времени. Таблица не даст вам уйти за пределы строки Present, и вы сможете трансформировать предложение, не допустив ошибку подмены времени:

  Simple Continuous Perfect
Present active *1   *2
passive      
Past active      
passive      
Future active      
passive      

I have taught him.

Обратный случай: вам необходимо изменить время (например, при переводе прямой речи в косвенную), а характер действия оставить нетронутым. Теперь вам нужно передвигаться только по вертикали, но не передвигаться по горизонтали, то есть поменять строку, но остаться в том же столбце.

C помощью наскоро начерченной таблицы можно задавать себе различные упражнения на трансформацию предложений, «передвигая» фигуру по полю доски:

  Simple Continuous Perfect
Present active *1   *2
passive      
Past active *5 *3  
passive      
Future active *6    
passive     *4

Такое упражнение поможет вам научиться конструировать и трансформировать предложения, приглядеться и привыкнуть к глагольным формам, почувствовать их, а также почувствовать саму «доску». При этом вы избежите изнурительного автоматического «прохождения по таблице», а как бы поиграете сами с собой.

Ваш ход!

Такой способ контролировать себя – при помощи начерченной «доски» - эффективен не только при определении формы прочитанного или услышанного глагола или при выполнении упражнений. Эту таблица может оказаться полезной и в том случае, если вы сами пишете текст, говорите или выполняете перевод с русского на английский.

Допустим, вам нужно перевести предложение «В тот момент медвежонок нюхал цветы».

Прежде чем конструировать предложение и применять ту или иную глагольную форму, определите «расстановку фигур»: покажите сами себе, на какой клетке находится медвежонок. Сначала определяемся со смыслом (что мы хотим выразить), а уже потом – с его воплощением.

Определяем Время: выбираем строку. Все говорит о том, что это было в прошлом. Строка Past.

  Simple Continuous Perfect
Present active      
passive      
Past active      
passive      
Future active      
passive      

Выбираем столбик: Simple, Continuous или Perfect. В какой-то момент кто-то застал медвежонка «врасплох», когда он был в процессе нюхания цветов. Речь идет о продолженном действии – Continuous.

Мы определили поле – Past Continuous.

  Simple Continuous Perfect
Present active      
passive      
Past active      
passive      
Future active      
passive      

Теперь осталось выбрать между светлой и темной плоской. В принципе, мы вольны выбрать любую из них, тем более, что пассив английским языком любим гораздо больше, чем русским. Мы можем сказать либо «медвежонок нюхал цветы», либо «цветы были нюхаемы медвежонком». Все зависит от того, как мы чувствуем тонкости различия пассива и актива и от того, о чем вообще наш рассказ. Сейчас мы произвольно сделаем выбор с пользу медвежонка: выбираем светлую строку.

  Simple Continuous Perfect
Present active      
passive      
Past active   *  
passive      
Future active      
passive      

Если мы не профессионально играем в шахматы, мы сначала делаем ход, а потом его называем. Для мастера каждая клетка шахматной доски существует не как абстрактное поле, а как поле с названием и цветом. Очень скоро и вы станете мыслить клеточки этой таблицы не просто как пересечение столбика и строки с надписанными названиями, а как поле с определенным именем и «лицом».

А пока мы «делаем ход» и только потом называем его. Итак, мы делаем ход Past Continuous Active. Теперь можно вспоминать, как образуется временная форма и конструировать предложение.
At that moment a baby-bear was smelling flowers.

Постепенно вы будете сразу помещать глагол на определенное поле таблицы, лежащей перед вами, так как будете сразу оценивать все признаки сразу: так же, как мы, например, узнаем человеческое лицо. Мы же не смотрим сначала на нос, потом на брови, потом на глаза и рот, а уже потом соединяем их в образ: мы узнаем лицо сразу. Отдельные черты лица мы, скорее всего, вообще не замечаем, нам даже бывает трудно их описать или представить отдельно от лица. Так же с изучением родного языка: мы говорим на нем с детства, однако чтобы грамотно определить форму какого-либо слова, например, глагола, нужны известные усилия: то, что мы хорошо говорим, еще значит, что мы отдаем себе отчет в выборе грамматической формы: нам нет дела до разных грамматических категорий, мы представляем слово в его форме цельно, едино, как лицо.

Через некоторое время вам не нужна будет и нарисованная таблица, вы хорошо будете представлять себе «доску», как шахматист, играющий вслепую.

О дальнейших этапах – когда грамматические формы «растворены» в вашем владении языком, и вы употребляете и понимаете их безотчетно, обязательно нужно помнить. Этот этап непременно настанет, если сделать шаг навстречу системному и «целостному» пониманию грамматики.

Эта же таблица позволит вам «не забывать» о «не основных», или «непростых» английских временах, когда вы пишете текст или разговариваете. Если перед вами будет небольшая от руки набросанная «доска», все поле для игры в английские времена будет у вас на ладони, или вам его будет видно с высоты птичьего полета: выбирайте, какой образ вам ближе.

Татьяна Ушакова,
май 2010

Обсудить статью на форуме




Нужен письменный или устный перевод?

Не зубрите иностранные языки для общения или перевода документов.

Просто наймите профессионалов!

Обращайтесь за
услугами переводчика в бюро переводов
"Норма-ТМ"

 
Copyright © 1997- Реклама на sznation.ru  |  Наши авторы  |  Карта сайта  |  Контакты  |  Ссылки  | 
Английский язык онлайн «sznation.ru»
По вопросам сотрудничества и другим вопросам по работе сайта пишите на cleogroup[собака]yandex.ru
X

Запись на бесплатный вебинар по английскому языку

Запись на бесплатный марафон по английскому языку