на главнуюнаписать намкарта сайта


Статьи Топики Разговорник Библиотека

ЕГЭ по английскому языку: грамотная подготовка

Данная публикация предназначена для абитуриентов, т.е. молодых людей, вступивших в жесткую конкурентную борьбу за светлое будущее, престижную профессию и труднодоступный вуз. Сразу оговорюсь, что соображения, изложенные в предлагаемой вашему вниманию статье, актуальны только для очень старательных абитуриентов, заинтересованных в баллах от 90 и выше. Иными словами, речь идет о ЕГЭ по английскому языку 2014 без ошибок или почти без ошибок. Что под силу лишь самым упорным и трудолюбивым абитуриентам. И весьма немногим преподавателям.

Итак, ЕГЭ.

Аудирование

Это весьма нелегкий вид работы, подразумевающий умение не просто слушать и слышать беглую речь носителей языка, но и адекватно ее интерпретировать, безошибочно выбирая нужный вариант ответа.

Для получения высокого балла по данному аспекту абитуриенты в процессе подготовки должны не только задействовать традиционные сборники тестов М.Вербицкой, С.Мичугиной, Е.Михалевой и т.п., но и правильно работать с этими материалами. Здесь необходимо сделать важное предупреждение. В конце сборников тестов по подготовке к ЕГЭ есть не только ответы к заданиям, но и тексты для аудирования. Этими текстами не следует злоупотреблять, обращаться к ним рекомендуется лишь в самых проблемных ситуациях. Гораздо продуктивнее обсуждение сложных вопросов аудирования с преподавателем после совместного прослушивания. Преподаватель именно в процессе ПРОСЛУШИВАНИЯ выделяет в анализируемой аудиозаписи ключевые высказывания, помогающие правильно услышать и интерпретировать услышанное, а абитуриент учится воспринимать информацию НА СЛУХ.

Еще один важный момент. Необходимо, чтобы прослушанное аудирование абитуриенты пересказывали. Естественно, по-английски. Знаю, что многие преподаватели пренебрегают данным видом работы, т.к. напрямую к ЕГЭ такая проработка материала, казалось бы, не ведет. Но для подготовки на высший балл эта работа необходима. Чем чаще абитуриенты пересказывают прослушанное, тем лучше они в итоге аудирование воспринимают. Это два взаимосвязанных процесса.

Чтение

Данный вид ЕГЭ-проверки включает три вида заданий: подбор заголовков к абзацам, вставку частей предложений в текст и ответы на вопросы по тексту. Единственным способом преодоления трудностей в этих видах заданий является принцип «чем больше, тем лучше». Под руководством преподавателя абитуриентами выполняются многочисленные задания по чтению из всех сборников со штампом ФИПИ, какие только можно найти на полках книжных магазинов.

Хочу в данном плане сделать важное предупреждение. У абитуриентов подготовка к разделу «Чтение» почему-то часто вызывает неоправданный оптимизм: ребята считают, что к этим заданиям они могут подготовиться самостоятельно, дескать, все равно в конце каждого сборника тестов есть ответы. На мой взгляд, это заблуждение. Ответы к заданиям в сборниках, действительно, есть, но анализ ошибок все равно должен проводиться преподавателем. Только специалист может дать квалифицированный ответ на вопрос «почему».

Еще несколько слов о необходимой сложности текстов. Часто абитуриенты жалуются, что на пробных ЕГЭ, традиционные текстовые задания оказываются несколько сложнее, чем в традиционных сборниках. Таким образом, речь идет о привлечении к учебному процессу дополнительных материалов. И здесь следует обратить внимание на учебные пособия по подготовке к международным экзаменам TOEFL и IELTS. Раздел «Reading» в этих экзаменах в структурном плане созвучен разделу «Чтение» в ЕГЭ. В частности, задания по подбору заголовков и ответам на вопросы по тексту очень хорошо разработаны в пособиях по IELTS. Только по уровню и качеству они намного превосходят соответствующие задания в ЕГЭ-сборниках. Поэтому абитуриентам, претендующим на высокие баллы, и их преподавателям настоятельно рекомендуется привлечение учебников по IELTS к подготовке к ЕГЭ в качестве дополнительного материала в разделе «Чтение».

 

Грамматика и лексика

А это уже колоссальная работа преподавателя. От того, как преподаватель сам знает английскую грамматику, насколько грамотно сам умеет решать тесты и насколько доходчиво способен донести материал до абитуриента, - от всего этого зависит качество подготовки по данному аспекту.

Совет абитуриентам и их родителям при выборе преподавателя: не стесняйтесь, предложите при первом же собеседовании своему специалисту решить у вас на глазах лексико-грамматические задания из Ломоносовской олимпиады МГУ (легко скачивается из Интернета). Если решит и понятно объяснит абитуриенту, почему решил(а) именно так, значит, и грамматические ЕГЭ-задания этому преподавателю доверить можно.

Грамматическая теория традиционно объясняется учащемуся преподавателем и закрепляется упражнениями не ниже уровня сборников И.Крыловой. И только когда пройден весь необходимый для ЕГЭ объем грамматики, преподаватель с абитуриентом приступают к ЕГЭ-заданиям типа В4-В10.

Что касается лексики в заданиях типа В11-В16, А22-А28, то здесь решает всё объем проделанной работы. Чем больше сборников со штампом ФИПИ и демонстрационных вариантов ЕГЭ прорешает абитуриент, тем лучше. Задача же преподавателя состоит в том, чтобы объяснить ученику принципы и формулы английского словообразования, а также закономерности употребления английских предлогов. В отношении же особо продвинутых и трудолюбивых абитуриентов отмечу необходимость изучения, помимо всего вышеперечисленного, еще и английских фразовых глаголов, по крайней мере, самых широкоупотребимых. Задачей же преподавателя в отношении этой непростой темы является объяснение абитуриенту когнитивных принципов и моделей фразовых глаголов, чтобы абитуриент не тонул в непомерном запоминании материала, а понимал, строил и прогнозировал правильные сочетания глагола с поствербом. И соответственно, получал на ЕГЭ заслуженные высокие баллы.

Письмо и эссе

Это, пожалуй, самая предсказуемая часть ЕГЭ, целиком и полностью находящаяся в руках преподавателя. Если преподаватель сам умеет писать письма и эссе, то научить этому абитуриента совсем несложно: ведь данный вид работы столь строго регламентирован в экзамене и имеет такую четкую и внятную конструкцию, что донести эти принципы до абитуриента и грамотно структурировать и письмо, и эссе можно буквально за два занятия. Причем при правильной подготовке к данному виду работы самому абитуриенту вовсе не обязательно быть мастером эпистолярного жанра, основная нагрузка ложится на преподавателя. При правильном преподавательском подходе ВСЕ абитуриенты – и сильные, и менее уверенные в своих силах – имеют возможность написать письмо и эссе НА ВЫСШИЙ БАЛЛ.

Подводя итоги

Итак, как видим, подготовка к сдаче ЕГЭ по английскому языку на хорошую оценку вполне осуществима. К счастью, экзамен достаточно предсказуем, очень четко форматирован и, следовательно, тренировке подлежит. От абитуриента требуется только железобетонная усидчивость, трудолюбие и фанатичная заинтересованность в результате.

18.05.2013

_____________________________

Романович Маргарита Юрьевна,
кандидат филологических наук, доцент,
[email protected]




Нужен письменный или устный перевод?

Не зубрите иностранные языки для общения или перевода документов.

Просто наймите профессионалов!

Обращайтесь за
услугами переводчика в бюро переводов
"Норма-ТМ"

 
Copyright © 1997- Реклама на sznation.ru  |  Наши авторы  |  Карта сайта  |  Контакты  |  Ссылки  | 
Английский язык онлайн «sznation.ru»
По вопросам сотрудничества и другим вопросам по работе сайта пишите на cleogroup[собака]yandex.ru
X

Запись на бесплатный вебинар по английскому языку

Запись на бесплатный марафон по английскому языку