|
Получать новости
|
АналитикаОбсудить в форуме Странности ЕГЭ по-иностранномуУже несколько лет российские школьники ожидают глобальной образовательной реформы, призванной, как планировалось министерством образования, облегчить процесс поступления в вузы для способных абитуриентов и отсеять богатых двоечников. Пока Единый Госэкзамен не введен в ранг обязательного, однако, даже на экспериментальном уровне он уже выявил проблемные стороны российской системы школьного образования. В этом году многие региональные школы изъявили желание участвовать в эксперименте, чтобы на практике познакомиться с единой системой оценки знаний выпускников. 800 тысяч старшеклассников из 65 регионов России (около 70%: всех российских выпускников 2004) попробовали свои силы в сдаче нового выпускного экзамена. При этом Москва, равно как и экс-столица, проявили куда меньше рвения: в 2004 лишь около 5% московских выпускников сдавали пресловутый ЕГЭ, а Санкт-Петербург участвовал в экзаменационной сессии только по русскому языку. Как показали результаты "первой пробы", наилучшую подготовку российские школьники получают по филологическому направлению: средняя оценка за экзамены по всем предметам оказалась удовлетворительной, исключение составили лишь иностранные языки, средний балл за которые равнялся четырем. Среди предметов, показавших наименьший процент "провалов", английский язык занимает четвертое место после обществознания, русского и биологии. На шестом месте (из двенадцати возможных) - французский язык. Очевидно, министерство образования и в дальнейшем собирается делать акцент на языковом обучении. С первого сентября 2006 ожидается, что все российские школы перейдут на профильное обучение с преподаванием иностранных языков со второго класса. Также обсуждается вопрос о повышении интенсивности преподавания английского в школах Москвы - то есть об увеличении учебных часов, возможно даже в полтора раза. Власти Северной столицы также собираются придерживаться филологического профиля, в том числе и относительно Единого Госэкзамена: в следующем году планируется продолжение эксперимента все так же по русскому языку и, скорее всего, иностранному. Не все так простоОднако ЕГЭ по иностранному, как и по общеобразовательным дисциплинам, вызвал достаточное количество затруднений и, впоследствии, жалоб учащихся. Июньскую сессию 2004 можно назвать скандальной: каждый пятый выпускник подал апелляцию. И дело здесь, очевидно, не только в недобросовестном отношении российских школьников к учебе. По мнению большинства преподавателей и специалистов из сферы образования, содержание тестов, да и сам процесс организации экзамена были далеки от совершенства. Большая путаница возникла из-за того, что уже после окончания учебного года, и, соответственно, периода подготовки к экзаменам, была пересмотрена система сопоставления баллов ЕГЭ со школьными оценками. До начала экзаменационной сессии учащиеся пребывали в уверенности, что "тройка" им обеспечена, если оценка за ЕГЭ будет не ниже 30 баллов, "четверка" - от 50 до 70 баллов, "пятерка" - более 71 балла. Однако в конце мая, как раз накануне выпускных экзаменов, стало известно об изменениях в системе пересчета баллов ЕГЭ по иностранным языкам: "тройка" ставилась за работы, набравшие от 34 до 61 балла, "четверка" - за 62-88 баллов, "пятерка" - за 89-100 баллов. Аналогичным образом были скорректированы и системы оценок по другим дисциплинам. В итоге, большинство учащихся оказалось неподготовлено к повышенным экзаменационным требованиям. Формат экзаменаКак показала практика, наибольшую сложность на экзамене вызвал его формат, а не собственно содержание. Непривычная обстановка, строгие правила поведения на экзамене, незнакомые люди, контролирующие процесс проведения теста, - все это сказалось на психическом состоянии экзаменуемых и, разумеется, результатах работы школьников. Структура ЕГЭ по иностранному языку аналогична международным языковым экзаменам: проверяются навыки устной и письменной речи, восприятия на слух и чтения. Экзамен состоит из трех письменных заданий и одного устного. Оценка за аудирование составляет 25% общего балла за экзамен, на выполнение этой части отводится 25 минут. Задания на проверку навыков чтения должны быть выполнены за 60 минут, и оценка за них составляет 30% общего экзаменационного балла. За 45-минутную письменную часть ставится 15% финальной оценки. Проверка разговорных навыков занимает 12 минут и может принести экзаменуемому 30% суммарного балла. Кроме осложнений, вызванных напряженной атмосферой сдачи экзамена, тестирование оказалось рассчитанным на более высокий уровень подготовки, чем тот, которым владели учащиеся. Изначально предполагалось, что старшеклассники должны знать иностранный язык на уровне Intermediate (B), однако на практике выяснилось, что их знания несколько ниже (на уровне A-B). В связи с этим экзаменационные задания пришлось изменять в соответствии с уровнем подготовки школьников. Реакция рынка образовательных услугОценив ситуацию этого года и неизбежность перспективы ЕГЭ в будущем, коммерческие образовательные структуры быстро адаптировались к новым тенденциям рынка. В некоторых частных языковых школах появился курс подготовки к Единому Госэкзамену. Правда, оценить его эффективность пока довольно сложно, так как специализированными учебными пособиями Минобразования учащихся не обеспечивает, и подготовительные занятия проводятся по "авторским разработкам" преподавателей языковых центров. Узнать результаты возможно будет лишь после того, как в Москве пройдет хотя бы один ЕГЭ по иностранному - чего в этом году еще не было. Также не отстают от общего курса и продавцы мультимедийной продукции. Компания "Кирилл и Мефодий" выпустила учебный CD по подготовке к выпускным и вступительным экзаменам по английскому языку. Как утверждается в аннотации к диску, в программу включены тренинги в формате Единого Госэкзамена. О практической пользе данного продукта, опять таки, сведений пока не имеется. Судя по решимости Министерства образования и объему уже затраченных на разработку и пробное проведение экзамена средств, в неотвратимости образовательной реформы можно не сомневаться. Остается надеяться, что технические неполадки будут устранены при повторной "пробе", а правительство сохранит четкое осознание того, что изменения системы образования по западной модели должны касаться всех аспектов учебного процесса, а не только выборочных моментов. В частности, не стоит забывать о том, что хваленая американская система тестирований вовсе не является единственным и главным способом проверки знаний учащихся: наряду с тестированиями, применяются другие виды проверочных работ, а также учитывается успеваемость студентов в течение учебного года. |
| |||||||||||
|