|
Получать новости
|
Неправильные глаголы: запоминаем или конструируем?Обсудить в форуме Малышовые ошибкиВо многих англоязычных семьях, наблюдающих за детской речью, согласятся с тем, что одна из самых распространенных малышовых ошибок – это некорректное образование прошедшего времени неправильных глаголов. Англоязычные малыши в 3–4 года часто «не замечают» «неправильности» глаголов и употребляют их так же, как правильные, образуя форму прошедшего времени при помощи окончания -ed:
Малыши, освоив «правило», применяют его на всех глаголах, какое-то время не обращая внимания на то, что ни родители, ни кто-либо из окружающих так не говорят. Многих родителей удивляет именно степень упорства детей, игнорирующих неправильные глаголы. Одновременно с этим или немного позднее малыш может, наоборот, употреблять правильный глагол как неправильный. Например, возможна такая ошибка:
Как видим, здесь форма прошедшего времени образована не при помощи окончания ?ed, а путем замены корневой гласной. Причем такие ошибки могут быть как случайными, так и намеренными. Ребенок может вполне осознавать, что он говорит «не по-взрослому», но ему доставляют удовольствие подобные языковые эксперименты. Именно поэтому такие детские «словечки» нередко остаются в речи ребенка надолго: умея образовывать форму глагола правильно, ребенок в некоторых ситуациях позволяет себе употреблять именно неправильную форму, получая удовольствие от языковой игры. Наконец, в третьих случаях ребенок может не применять к неправильному глаголу правило ?ed, но при этом все-таки образовывать форму прошедшего времени ошибочно:
Нетрудно заметить, что форма прошедшего времени здесь конструируется по аналогии с формами других неправильных глаголов. И в том, и в другом случае в корне происходит замена гласной по образцу:
Таким образом, англоязычный ребенок сначала не запоминает формы неправильных глаголов, а пытается конструировать их. И, что важно, это конструирование происходит не по одной и той же модели (присоединение окончания ). В образовании форм неправильных глаголов малыш тоже видит логику и пытается применить ее к другим словам. Однако, анализируя формы и применяя модели, малыш обречен на регулярные ошибки, так как четких правил спряжения не существует в самом языке. Точнее, для абсолютно «одинаковых» на вид глаголов (bring, ring, cling, wing) действуют совершенно разные правила:
При этом, конечно, аналитический труд малыша не проходит даром. Ребенок учится предсказывать формы, угадывать модели. Такое «структурное» видение языка значительно облегчает дальнейшее запоминание и корректное употребление форм неправильных глаголов. «Привычка» иметь в виду не только модель спряжения «правильных» глаголов, но и модели спряжения «неправильных» глаголов сказывается и у взрослых носителей языка во многих ситуациях. Так, в 1983 году американские лингвисты Дж. Биби и К. Модер опубликовали результаты своих экспериментов, касающихся того, как носители языка спрягают несуществующие, специально придуманные для эксперимента глаголы. Они пришли к выводу, что многие взрослые оперируют не только правилом «-ed», но и применяют модели образования неправильных глаголов, так как на вопрос «Какова форма прошедшего времени глагола «to spling»?» отвечают «splang» или «splung»2. К слову, так же на этот или аналогичный вопрос часто отвечают иностранцы, владеющие английским языком. А вот в задачи изучающего английский язык входит не допускать «малышовых» ошибок при спряжении глаголов и – одновременно – учиться «угадывать» и «предсказывать» модели, а не только запоминать набор форм. Откуда они взялисьОдной из психологических сложностей, мешающих изучающим английский язык запомнить формы неправильных глаголов, является непонимание того, «откуда они, неправильные глаголы, взялись» и «почему они не как все, нормальные». Другими словами, как и все прочие исключения, неправильные глаголы смущают и отталкивают своим самоволием и неподчинением общим правилам. Чтобы несколько развеять это смущение, стоит обратиться к вопросу о том, почему в современном английском языке существуют так называемые «неправильные» глаголы. Итак, неправильные глаголы (Irregular verbs) – это такие глаголы, которые спрягаются не так, как большинство других глаголов языка. В большинстве своем это исконно английские слова, и в основном они относятся к наиболее употребимым словам. Так, хорошо известно, что десять самых часто употребляемых глаголов английского языка – это неправильные глаголы (be, have, do, say, make, go, take, come, see, get). Все относительно недавно заимствованные глаголы являются «правильными», равно как и большинство редко употребляемых глаголов. То, что неправильные глаголы спрягаются не так, как правильные, объясняется тем, что они подчиняются не современным, а устаревшим правилам языка. Такие глаголы сохранили «осколки» ныне утратившихся правил. Разумеется, здесь логичен вопрос о том, почему некоторые глаголы «донесли» до современности утратившиеся другими глаголами формы. Согласно, пожалуй, самой распространенной на сегодняшний день версии, это связано именно с частотой употребления глаголов. Если глагол употребляется очень часто, у нового поколения носителей языка нет возможности «забыть» его традиционные формы и начать конструировать формы «по-новому». Таким образом, каждое поколение получает и запоминает глагол вместе с его формами спряжения. Если же глагол начинает употребляться реже, он «отрывается» от своих традиционных, устаревших форм, и постепенно «исправляется», то есть начинает спрягаться как все «правильные» глаголы этого языка. Процесс утраты английским языком неправильных глаголов фиксируется уже очень давно, он протекает очень медленно. Глаголы «исправляются» под влиянием аналогии, т. е. становятся «как все». В разных местах это происходит по-разному и неодновременно, поэтому как такового сводного списка абсолютно всех неправильных глаголов, актуального для всех ареалов распространения английского языка, не существует. Помним слова или конструируем формуАмериканский психолингвист Стивен Пинкер в книге «Слова и правила» («Words and Rules»), в частности, размышляет о том, как носители английского языка запоминают и употребляют неправильные глаголы. Он задается вопросом о том, что происходит при употреблении неправильного глагола: припоминание конкретного слова или конструирование формы по определенной модели. Однозначно ответить на этот вопрос, видимо, невозможно, так как происходит некий конфликт запоминания слов и конструирования по правилам. Казалось бы, достаточно запомнить все слова, то есть, например, запомнить не одно слово «ring», а три: «ring, rang, rung». Однако в процесс запоминания и употребления «вмешивается» наблюдение над моделями и стремление не припоминать «слова», а конструировать их по «правилам». Эти выводы ученого одновременно и обнажают проблему запоминания неправильных глаголов, и дают «подсказку» иностранцам относительно того, как работать над запоминанием этих слов. Как запоминатьЗадача выучить внушительный список неправильных глаголов многих ставит в тупик. Действительно, как запомнить такое количество разнородных слов, да еще и на иностранном языке? Как я постаралась показать выше, путей запоминания может быть как минимум два: запоминание слов и наблюдение над моделями. Эти два способа запоминания непременно будут и поддерживать друг друга, и «конфликтовать». Но мы уже знаем, что «конфликт» не мешает носителям английского языка, более того, именно по пути одновременного анализа и запоминания проходит освоение этих форм. Запоминаем слова Запоминание трех форм глагола (формы настоящего времени, прошедшего времени и причастия II-го) должно быть направлено на то, чтобы все три формы припоминались одновременно, как единое целое, как скороговорка или коротенький стишок. Иными словами, неправильный глагол будет легко использовать, если на вопрос «Как по-английски «плавать»?» вы ответите себе: «to swim-swam-swum». Один из надежных способов запоминания – это слитное проговаривание всех трех форм вслух. Оно функционально и тогда, когда нужно подготовиться к зачету или экзамену и выучить сразу некоторое количество неправильных глаголов, и тогда, когда неправильный глагол встречается в тексте. Чтобы глаголы и их формы запоминались быстрее и надежнее, небесполезно следовать следующим несложным правилам: 1. Обязательно проговаривайте все три формы именно вслух, а не про себя. Так вы будете запоминать их «на слух». 2. Проговаривая слова, следите за произношением. 3. Проговаривайте три формы глагола слитно, без длительных пауз между ними: они должны «соединиться». В большинстве случаев нужно запомнить опорный гласный в корне каждой формы, и, проговаривая формы одну за другой, вы запомните определенный «рисунок» последовательности гласных. 4. Проговаривайте три формы глагола при каждой возможности. Например, если вам встретилось такое слово в тексте и вам нужно уточнить его перевод, не забудьте вслух произнести всю цепочку трех форм. К слову, часто произнесение трех форм глагола подряд помогает припомнить значение (перевод) глагола. 5. Если вы, уточняя значение нового для вас глагола, обнаружили, что он неправильный, также обязательно произнесите вслух три его формы. Ведь вам нужно не только запомнить сами формы, но запомнить также и то, что этот глагол неправильный. Произнеся вслух его формы, вы «пропишете» глагол среди неправильных. Наблюдаем за формами Как уже говорилось выше, формы многих английских неправильных глаголов образуются по повторяющимся моделям. Эти модели известны и изучены, однако самостоятельное наблюдение над этими моделями и группирование глаголов будет гораздо более эффективным, чем чтение об этих моделях: как мы уже знаем, по пути такого анализа идут носители английского языка. Будет очень полезным, если вы самостоятельно откроете для себя модели и закономерности, самостоятельно столкнетесь с несовпадениями и нарушениями. Откройте любую небольшую таблицу с неправильными глаголами и прочитайте ее вслух, а затем начните изучать ее. Уже при чтении таблицы вы заметите, что некоторые цепочки форм похожи друг на друга: «похожи» друг на друга исходные формы настоящего времени (например, у них одинаковый корневой гласный и конечный согласный), и две другие формы (например, корневыми гласными). Таким образом вы выявите модель спряжения. Например, в этой статье уже говорилось о модели типа «to ring – rang – rung». Сравните формы двух глаголов: to ring и to sing:
Несложно увидеть, что исходные формы похожи друг на друга гласным и последним согласным, а две другие формы образуются с помощью замены гласных в определенной последовательности: i – a – u. Найдите в таблице все исходные формы, «похожие» на исходную форму найденной вами модели. Изучите, как образуются их формы. Все ли найденные вами глаголы спрягаются по одной модели? Если нет, то есть ли еще другие повторяющиеся последовательности или каждый глагол, не подчиняющийся найденной вами модели, спрягается по-своему? В нашем случае слова, оканчивающиеся на -ing, спрягаются, например, и по модели типа «to sting – stung – stung». Не забывайте проговаривать цепочки слов вслух – таким образом вы будете одновременно и анализировать, и запоминать. Наблюдая за спряжением неправильных глаголов, вы привыкните к довольно ограниченному количеству «образцов» образования форм. Встретив новый неправильный глагол, вы будете уже в какой-то степени предугадывать его формы и сможете поэтому довольно быстро «схватить» модель и запомнить ее. Кроме того, более «разговорчивыми» окажутся и услышанные или прочитанные вами неправильные глаголы в форме прошедшего времени или причастия, так как будут ассоциироваться не только с конкретной последовательностью из трех слов, но и с моделью: исходная форма будет быстрее припоминаться. Освоившись с некоторыми моделями и запомнив некоторое количество глаголов, вернитесь к изучению таблицы и поэкспериментируйте с целью развития чувства языка и грамматики. Найдите насколько можно полную таблицу глаголов, закройте часть ее так, чтобы были видны только исходные формы, и, находя неизвестные вам слова, постарайтесь угадать, какими могут быть две другие формы. Скорее всего, вы будете делать много ошибок, но эта игра поможет вам почувствовать язык и оказаться на месте англоязычного малыша, еще только осваивающего язык и погружающегося в его грамматику. Итак, запоминая последовательности форм и наблюдая за моделями, группируя глаголы и устанавливая исключения из групп, обучаясь «предугадывать» формы, вы будете отчасти имитировать тот путь, по которому идут носители английского языка, а он, согласитесь, самый надежный. ___________________________1 Примеры из статьи Стивена Пинкера «Слова и правила»: Pinker S. Words and Rules// Eye on Psi Chi, Spring 2001, p. 15. 2 Bybee J. L., Moder C. L. Morphological Classes as Natural Categories// Language. Vol. 59, No. 2 (Jun., 1983), pp. 251 – 270. Татьяна Ушакова |
| ||||||||||||||||
|