|
![]()
|
«Учите язык как младенцы»: наивность или авантюра методистов-новаторов?Рождение мифаОбсудить в форуме Как бы ни был убежден человек в том, что все, что он по-настоящему умеет, досталось ему с большим трудом, он, видимо, все-таки склонен верить в такие чудеса и открытия, которые раз и навсегда облегчат его жизнь, сделают для него доступным то, о чем он когда-то мог только мечтать. Как бы мы ни были уверены в том, что изучение иностранного языка – это, прежде всего, наши личные усилия, время и способности, многие, тем не менее, склонны прислушиваться к тому, что все-таки изобретена методика, по которой можно быстро, безболезненно, без усилий и «по-настоящему» научиться свободно и грамотно говорить на иностранном языке. Вера в такие удивительные методики так же сильна, как и вера в способы быстрого обогащения, оздоровления и т. д. Спрос, как известно, рождает предложение, и многие годы наряду с действительно блестящими методическими открытиями рождались и рождаются все новые и новые методики-панацеи, одна другой «легче» и виртуознее. Кем-то из новаторов руководит забота о коммерческом благополучии своей теории, некоторыми – желание легким путем реализоваться в профессии, а зачастую и в совершенно новом для себя деле, третьи, видимо, просто попадают во власть своих заблуждений и иллюзий. Опытному лингвисту и преподавателю хорошо известна «матрица», которая помогает методистам-«новаторам» быть убедительными перед своими потенциальными адептами. Как правило, логика убеждения состоит из стандартных тезисов, исходные из которых следующие:
Далее в логике убеждения часто используются мифы разной степени распространенности и отношения к реальности: В основе мифа часто лежит парадоксальный ответ на мучающий вопрос: «Вы до сих пор не знаете английского? Это все из-за того, что… (вас в четвертом классе обучили алфавиту, а надо было всего-навсего начать с…)». Далее, как правило, следует изложение теоретической базы методики и предлагается изящная, красивая, часто до боли элементарная идея. Видимо, идея найдет тем больше откликов, чем больше она подразумевает реакцию: «Надо же! А ведь действительно! Это так просто!» При изложении теоретической базы часто употребляются сложные термины, а из самого изложения логически вытекает, насколько действительно беспомощна и бездарна так называемая «классическая» методика и насколько естественно, легко и приятно, а главное – научно обоснованно – обучаться языку по новоиспеченной гуманной методике. Особенно мил сердцам новаторов тезис о том, что взрослый человек может так же легко и быстро выучить иностранный язык, как легко и быстро выучивает каждый младенец один язык или более. Постулат о том, что каждый карапуз «без учебников», «без упражнений», «без помощи взрослых», «самостоятельно», «быстро» обучается «свободно и грамотно» говорить, настолько поражает воображение авторов методических идей, что их азарт и убежденность, и тем более – иллюзия логичности и очевидности рассуждений заставляют очень многих прислушиваться к ним и бросать систематические занятия языком. Многие взрослые в поисках «своего» пути (как правило, в поисках легкого пути) в изучении языка самостоятельно приходят к подобной концепции и, будучи во власти собственных заблуждений, теряют драгоценное время, а главное – азарт и настроенность на изучение языка. Положение осложняется тем, что этот миф имеет косвенные подтверждения: профессиональные лингвисты, онтолингвисты, психолингвисты, нейролингвисты, психологи действительно стремятся ответить на вопросы о том, как знания о детской способности говорить могут помочь в медицинской и педагогической практике (как помочь больному с нарушениями речи, как облегчить обучение иностранным языкам и т. д.). И многими профессиональными преподавателями действительно с успехом используются их знания в области онтолингвистики (науке о том, как ребенок учится говорить): используются нестандартные авторские приемы, выстраивается логичная программа, исключающая многие принципиальные ошибки и позволяющая ускорить обучение. Однако речь сейчас не об этом, а том, что, к сожалению, чрезвычайно часто и повсеместно можно наблюдать веру в некую панацею («Бросайте учебники и начинайте делать так-то! Ведь именно так делает ребенок!»). Между тем в основе таких методик-панацей лежит все та же мифология, и опорные тезисы столь «симпатичной» теории изначально порочны. В основе методик лежат несколько ошибочных тезисов: Филологу и психологу, хотя бы сколько-то знакомому с логикой развития речи, очевидно, что теории, основанные на этих тезисах, не могут восприниматься серьезно. Однако, так как и новые, и старые методики такого рода неизменно вызывают интерес, в этой статье мы остановимся на возможно более подробном анализе одной из самых популярных в недавнем прошлом методик – методике с лаконичным и столь многообещающе непонятным названием TPR Татьяна Ушакова, |
![]() ![]()
Наши репетиторы
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|